Новости

07.11.2016 13:00
Рубрика: Общество

Подписано в печать

Обработчики внедряют аддитивные технологии
В ближайшее десятилетие развитие металлообрабатывающей промышленности в стране нельзя будет представить без внедрения аддитивных технологий (АТ). В частности, речь идет о технологиях 3D-печати.
Детали авиадвигателя ПД-14 
изготовлены с применением 
отечественных металлопорошков. Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС Детали авиадвигателя ПД-14 
изготовлены с применением 
отечественных металлопорошков. Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС
Детали авиадвигателя ПД-14 
изготовлены с применением 
отечественных металлопорошков. Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

Ежегодно мировой рынок АТ, измеряемый миллиардами долларов, растет на 20-30 процентов. Доля России пока не превышает двух процентов, но наша страна активно включается в гонку. Основные проблемы - дефицит отечественных порошков из металлов и сплавов, отсутствие нормативной базы и квалифицированных кадров - уже начали решаться.

По словам первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, разработкой и внедрением аддитивных технологий занимаются крупнейшие отечественные промышленные компании и исследовательские центры.

- Можно отметить достижения в этой области специалистов ВИАМ, ВИЛС, МГТУ "Станкин", - говорит Владимир Гутенев. - В авиационном двигателестроении рыбинское научно-производственное объединение "Сатурн" - первое из предприятий, где будет сосредоточен целый спектр оборудования, охватывающего все основные направления аддитивных технологий.

Ежегодно мировой рынок АТ, измеряемый миллиардами долларов, растет на 20-30 процентов

В прошлом году специалисты всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) впервые в стране изготовили завихритель фронтового устройства камеры сгорания перспективного авиационного двигателя ПД-14 с применением отечественной металлопорошковой композиции. Этому же институту принадлежит первый прототип малоразмерного газотурбинного двигателя для беспилотных летательных аппаратов, изготовленный в России по аддитивной технологии.

Активно внедрять 3D-печать для массового и опытного производства техники планирует также холдинг "Вертолеты России". Задел есть - на последнем "Иннопроме" компания продемонстрировала элементы рулевого управления вертолета и несиловые детали, напечатанные на 3D-принтере. Применение подобных инновационных технологий в вертолетостроении позволяет снизить вес деталей, в разы сократить время освоения новой продукции и изготовления прототипов, получить элементы сложной формы, которые невозможно произвести обычным способом. В частности, вес ползуна управления хвостовым винтом для легкого многоцелевого вертолета "Ансат", изготовленного по аддитивным технологиям методом послойного спекания металлических порошков, снизился почти вдвое по сравнению с деталью, выполненной традиционным методом.

Пока интенсивное внедрение аддитивных технологий в промышленное производство, в том числе в металлообработку, сдерживается из-за дефицита металлических порошков отечественных сплавов. Только в прошлом году действующему российскому парку установок аддитивного производства требовалось около 20 тонн порошков. Импортное же сырье дорогое, а иногда и недоступное из-за санкций.

Но эта проблема постепенно решается. Серийное производство нескольких десятков марок порошков-припоев и порошковых композиций для аддитивных технологий сплавов организовали в ВИАМ. Производство порошка для аддитивных машин, созданного по технологии Регионального инжинирингового центра Уральского федерального университета, запускают в Новоуральске. Там в активную инвестиционную фазу входит проект по созданию промышленной установки производительностью 20 тонн в год. Стоит уральское сырье в два-три раза дешевле зарубежных аналогов.

- Технология получения порошков из металлов и сплавов передана комбинату по лицензионному соглашению с вузом, - делится информацией директор РИЦ УрФУ Алексей Фефелов.

Не менее важная задача - разработка актуальной нормативной базы. В прошлом году на базе ВИАМ заработал технический комитет по стандартизации "Аддитивные технологии". Эксперты приступили к разработке национальных стандартов, которые касаются базовых принципов аддитивных технологических процессов, материалов и оборудования для АТ, изделий, изготовленных по аддитивным технологиям.

Что касается подготовки специалистов, в октябре в Московском государственном технологическом университете "Станкин" успешно завершилась программа повышения квалификации инженерных кадров "Аддитивные технологии в машиностроительном производстве". В качестве слушателей выступили инженеры ведущих российских оборонных, радиотехнических, авиационных предприятий. В рамках курса основное внимание было уделено лидирующим технологиям аддитивного производства - селективному лазерному и электролучевому плавлению и коаксиально лазерной наплавке.

Кроме того, проблему подготовки высококвалифицированных кадров для аддитивной отрасли призван решить научно-производственный консорциум "Новые материалы и аддитивные технологии". В состав объединения, созданного в конце прошлого года, вошли ВИАМ, СПбПУ и МГТУ имени Баумана.

По словам Владимира Гутенева, цифровое аддитивное производство уже в ближайшее десятилетие полностью сменит некоторые виды массового производства, особенно с высокой конечной стоимостью продукта.

- И если мы упустим время и не будем активно развивать это направление, то от конкурентов отстанем безнадежно. Кроме того, уже сегодня надо думать о следующем этапе развития станкоинструментальной промышленности - переходе от однотипного массового производства к полной кастомизации, к индивидуальному заказному производству, - подводит итог Владимир Гутенев.

Общество Наука
Добавьте RG.RU 
в избранные источники