"Звездный" актер и худрук Московского губернского театра прочел пронзительную сказку Экзюпери под аккомпанемент оркестра. Этот нехитрый, в общем-то, жанр Безруков дополнил этюдами с куклами, сжав космос Маленького принца до размеров песочницы, и видеопроекциями - на экран выводились то известные рисунки писателя (со "шляпой" и барашками), то фотографии баобабов и роз. Рыжий Лис прогулялся в первые ряды, чтобы дать себя приручить и зрителям. Хорошо поставленный голос, фирменная улыбка, отглаженный костюм - артист играл в детство, не отходя далеко из привычного образа, и профессионально бередил поклонников всех возрастов.
- "Маленький принц" - мое любимое произведение. Думаю, оно очень взрослое. Оно обращается к нам тем, маленьким. Недаром я придумал ход со своим портретом в шестилетнем возрасте. Маленький принц - это все мы, когда нам было шесть, - пояснил Сергей Безруков. - Я думаю, что это ощущение наивности и чистоты нужно сохранять. Берегите Маленького принца внутри себя.
Российский академический молодежный театр растрогал сентиментальных воронежцев историей Кролика Эдварда - популярную книжку Кейт Дикамилло перенесла на сцену Рузанна Мовсесян. Спектакль о том, как трудно перестать любить одного себя, как больно терять близких и боязно открывать сердце вновь, получился красивым, подробным, поучительным и умеренным - в том смысле, что публике не приходится слишком сильно переживать. В драматичных сценах непременно появляются забавные детали. Единственный момент, когда горечь жизни на детвору прямо-таки обрушивается (повар разбивает фарфоровому кролику голову), длится пару секунд. Испугаться грохота и темноты успеваешь, прослезиться - нет. Игрушку тут же склеивают, через несколько минут наступает хеппи-энд.
Во время осенних каникул в городе полсотни раз показали разноплановые постановки из России, Германии и Эстонии, ориентированные на детей, подростков и их родителей. Спектакли, мастер-классы и встречи с деятелями театра посетило более 17 тысяч человек.
Популярность "Маршака" объясняется тем, что в программу стараются включить необычные для воронежского (и не только воронежского) зрителя произведения. Помимо добрых и милых представлений с веселым интерактивом, песнями и танцами сюда привезли и блистательные "страшилки", и философские постановки. Например, на "Сверчке" (Новая сцена Александринки) зрители попытались разобраться в природе депрессии и найти для "мрачных мыслей" в голове подобающее им скромное место.
На фестиваль привезли два детских балета, где классическая хореография совмещена с современной ("Стойкий оловянный солдатик" и "Дюймовочка"), и полноценный мюзикл "Пеппи Длинныйчулок". Опера-игра "Маленький трубочист" (Камерный музыкальный театр имени Б. Покровского) стала увлекательным ликбезом не только для школьников, но и для их взрослых сопровождающих. Публике приоткрыли "кухню" оперного спектакля, объяснили, какие у вокалистов бывают голоса и партии, вовлекли в работу над декорациями и даже разрешили спеть в составе хора. При этом музыкальный материал был совсем не простым: все-таки английский композитор Бенджамин Бриттен - дитя ХХ века, со всеми вытекающими последствиями.
Удивительно, но на спектаклях почти не было привычной для ТЮЗов зрительской вольницы, с поглощением конфет, болтовней, шалостями и громкими бестолковыми комментариями. Билеты разлетались так, что выкупить ряд для целого класса было проблематично, и знакомые друг с другом ребята чаще всего оказывались рассредоточены по залу. Кроме того, на гастрольные постановки с большой охотой ходили и взрослые, которые добросовестно старались вовлечь своих отпрысков в обсуждение зрелища.
Отзывы, к слову, можно прислать дежурному по фестивалю "Маршак" Камилю Тукаеву - на электронный адрес kamil@marshakfest.com. Дирекция объявила конкурс на лучший рисунок, навеянный посещением спектаклей. Победители получат билеты на "Маршак"-2017.
Справка "РГ"
Знаменитый писатель и переводчик Самуил Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже в слободе Чижовка. Раннее детство и гимназические годы провел неподалеку, в уездном городе Острогожске, где учитель словесности прививал ему любовь к классической поэзии и поощрял первые литературные опыты. В 1915 году после путешествий по миру Маршак вернулся в Воронеж, некоторое время жил в доме № 72 по улице Большая Садовая (теперь - Карла Маркса). Занимался с детьми евреев, переселенных из прифронтовой полосы. С 2015-го в Воронеже проводится международный детский театральный фестиваль "Маршак".