В Иркутской области запущен пилотный проект "облачный переводчик", который реализует Фонд социального страхования (ФСС). После того как систему отладят внутри региона, ее могут распространить на всю страну. По оценкам экспертов, во всех остальных субъектах "облачный переводчик" может появиться через год-два.
Сервис видеоудаленного перевода Cloud Interpreter, обеспечивающий видеодоступ к живому сурдопереводчику русского жестового языка, разработан российскими программистами. Человек с проблемами слуха в любой момент может позвонить в колл-центр по видеосвязи и попросить помощи как в экстренной ситуации (вызвать "скорую" или пожарных, к примеру), так и в бытовой - скажем, если нужно объясниться с продавцом в магазине, с врачом в поликлинике. Также с его помощью можно получать образование, посещать музеи и другие культурные учреждения.
Сейчас в колл-центр можно позвонить с 9 до 23 часов в будние дни, но в ближайшее время он перейдет на круглосуточную работу.
Оплачивать услугу объемом 40 часов в год на человека будет фонд соцстраха, деньги на это выделяет федеральный бюджет (именно столько часов сурдоперевода в год за госсчет положено одному инвалиду).
Стоит отметить, что людям оплатят только услугу сурдоперевода, а гаджет они должны будут приобрести себе сами, как и самостоятельно оплатить Интернет. Хотя в ФСС понимают, что в настоящее время не каждый инвалид может позволить себе приобрести хороший смартфон, но закона, позволяющего государству приобретать для них мобильные телефоны или планшеты, пока нет. При этом руководитель Иркутского отделения ФСС Яна Соболь не исключает, что в перспективе у фонда появится возможность приобретать такие устройства для инвалидов. А по словам разработчиков программы, компании мобильной связи готовы пойти инвалидам навстречу и запускать для инвалидов по слуху специальные доступные тарифные планы.
Всего в Иркутской области живут 2,5 тысячи человек, страдающих болезнями уха, 468 из них нуждаются в сурдопереводе. При этом в регионе остро не хватает таких специалистов. Помощь сурдопереводчика можно получить только в 18 из 42 муниципальных образований. Для подключения к сервису необходимо зарегистрироваться на сайте www.cloudinterpreter.com и установить приложение на компьютер, планшет или телефон (доступно на ios и android).
Параллельно в Иркутской области был запущен еще один "пилот" ФСС, в рамках которого организована индивидуальная работа с семьями, где есть дети-инвалиды, и упрощено получение ими технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Из общего списка инвалидов дети выделены в отдельный реестр, определены потребности каждого ребенка с учетом его индивидуальных программ реабилитации, объем необходимых для этого средств, установлены места жительства детей, проанализированы способы и сроки доставки изделий. Это очень важно как для Иркутской области, так и для других областей, где существуют большие расстояния между населенными пунктами.
Каждой семье Иркутской области, воспитывающей ребенка-инвалида, был направлен документ - персональный информационный навигатор (ПИН). Это годовая программа, где маршрут обеспечения расписан по месяцам в течение года. Родители видят, какие технические средства положены ребенку, дата доставки, вид доставки, контактные данные сотрудника филиала. Изготовитель должен не только создать нужное ребенку средство реабилитации и доставить его, но и собрать на месте, научить родителей и детей пользоваться им. Если родители остались недовольны сервисом, они могут сообщить об этом на телефон специально созданной "горячей линии".
По словам зампредседателя ФСС Евгения Писаревского, со следующего года фонд планирует открывать на своем сайте "личные кабинеты" пользователей, и тогда жители Иркутской области смогут получать информацию из "ПИНа" не только в бумажном, но и в электронном виде. Со временем аналогичные навигаторы появятся и в других регионах. Также фонд разрабатывает мобильное приложение, чтобы через него россияне могли заходить в "личные кабинеты".