07.11.2016 14:17
    Поделиться

    В Свердловской области опробовали российский справочник НДТ по меди

    Уральцы обыграли новое законодательство
    В Свердловской области эксперты опробовали первый российский справочник наилучших доступных технологий (НДТ) по меди. В формате деловой игры они пытались получить комплексное экологическое разрешение (КЭР) - совершенно новый для промышленников документ, регламент выдачи которого сегодня активно обсуждается в свете перехода на модель НДТ.

    В России новая система экологического регулирования, в основе своей заимствованная у европейцев, начнет работать в 2019-м, при этом изменения коснутся около 45 тысяч предприятий.

    Вопрос о совершенствовании экологического законодательства в России начали обсуждать еще десять лет назад. На одной стороне "баррикад" оказались власть и общество, считающие, что промышленность недостаточно экологически развита, на другой - предприятия, для которых существующие нормативы заведомо невыполнимы. Так, пример требований по предельно допустимым концентрациям меди в водоемах рыбохозяйственного назначения уже стал хрестоматийным: законы требуют, чтобы стоки предприятия были на три порядка чище питьевой воды. Однако авторы нового экологического законодательства ставили цель не пересмотреть действующие нормативы, а разработать процедуры, которые помогут достичь консенсуса в обществе и будут способствовать постепенной модернизации предприятий. Соответствующий федеральный закон приняли в 2014 году, еще пять лет отвели на создание механизма его реализации. За это время предстоит составить справочники НДТ по основным отраслям и отработать процедуру выдачи КЭР по системе "одного окна".

    Всего к концу 2017 года в России планируют утвердить 55 профильных справочников, 11 из них уже готовы, еще 22 вступят в силу до конца этого года. Одним из первых, в 2015 году, при участии металлургов Свердловской области появился справочник НДТ по меди.

    - Специалисты Уральской горно-металлургической компании фактически стали первыми в России, кто сделал информационно-технический справочник по НДТ, - отмечает главный ученый секретарь РХТУ (МХТИ) им. Д.И. Менделеева, профессор Татьяна Гусева. - Мы очень надеемся, что окончательный закон будет сбалансированным и поможет поддержать те российские предприятия, которые хотят работать в новых условиях, если хотите, в более легких с точки зрения бюрократического и административного бремени.

    Предполагается, что новое комплексное экологическое разрешение заменит три действующих: на выбросы в атмосферный воздух, на сбросы в водные объекты и на хранение твердых отходов производства и потребления. "Единым окном" будет служить территориальное управление Росприроднадзора, а все последующие согласования с госорганами чиновники проведут сами. Таким образом, три процедуры, не увязанные между собой, должна заменить одна, учитывающая экологический и экономический эффект от внедрения наилучшей доступной технологии.

    Тезис о "бюрократическом послаблении" практики пока воспринимают скептически

    - Совершенно неверно представлять, что комплексное экологическое разрешение является томом, где сброшюрованы три разных разрешения, - говорит заместитель председателя технического комитета по стандартизации, ведущий научный сотрудник НИЦ экологической безопасности РАН (Санкт-Петербург) Михаил Бегак. - Допустим, предприятие выбрасывает много пыли. Мы можем ее, например, с помощью скруббера перевести в сточные воды или собрать электрофильтром и разместить как отходы. В каждом случае нужно считать экономическую эффективность и степень воздействия на окружающую среду. Это то, что постоянно придется взвешивать на весах при выдаче КЭР.

    Однако тезис о "бюрократическом послаблении" практики воспринимают пока скептически.

    - Три разрешения - это верхушка айсберга. Многие ведомства в это "окно" просто не попали, - уверен руководитель направления промэкологии компании "Еврохим" Олег Кадыров. - Например, сначала мы должны сделать схему водоотведения и водопотребления, согласовать ее с Росводресурсами, получить разрешение на получение водного объекта в пользование, в котором должны быть записаны показатели, и только потом обращаться за комплексным разрешением.

    - Комплексное разрешение нужно, чтобы упростить работу предприятия в части документооборота, так? Европейская система получения КЭР очень похожа на нашу схему проектной документации. При госэкспертизе проводятся те же самые процедуры всеми органами в едином окне. И утверждается: можно работать или нельзя. Так почему бы нам не выдавать комплексное разрешение по результатам госэкспертизы? - задается вопросом заместитель генерального директора по экологической безопасности Медногорского медно-серного комбината Ольга Колосницына.

    Деловые игры, которые проводятся на примерах предприятий из различных отраслей, помогают оценить степень готовности государства и бизнеса к работе в новых условиях, выявить потенциальные сложности и обозначить "узкие" места в системе экологического регулирования, основанного на НДТ. Такое тестирование закона дает разработчикам шанс сделать все "по уму", уверен замгендиректора Уральской горно-металлургической компании Евгений Брагин:

    - Впервые в российской практике власть при работе над законопроектом ведет такой диалог с бизнесом. Новая система экологического регулирования - это не только справочник и перечень технологий. Это прежде всего эффективная процедура администрирования, позволяющая сконцентрировать ресурсы бизнеса и регулирующих органов на реальных задачах. Чтобы создать такую процедуру, необходим совместный труд всех заинтересованных сторон и готовность к изменениям. Надеюсь, что общими усилиями мы справимся с этой задачей.

    Начальник бюро НДТ, директор Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации материалов и технологий (ФГУП ВНИИ СМТ) Дмитрий Скобелев рассчитывает, что подобная практика позволит расставить по местам "лошадь и телегу".

    - К сожалению, нередко получается так, что телегу ставят впереди лошади: закон напишут, а механизм его реализации до конца не продумают. С 2019 года начнется выдача комплексных экологических разрешений, и мы рискуем получить множество конфликтных ситуаций, при которых процесс неизбежно затянется, если все заранее не предусмотреть. Например, сегодня прозвучал вопрос: что делать, если какая-то технология не описана в справочнике. Как будет вести себя инстанция, ответственная за выдачу КЭР? Конечно, мы будем учитывать эти аспекты в дальнейшем.

    Поделиться