Новости

07.11.2016 19:28

Ноль градусов в тренде

Россияне переходят на безалкогольное пиво - во многом благодаря рекламе
Продажи безалкогольного пива в России за девять месяцев 2016 года, по данным ретейл-аудита Nielsen, выросли на 14%. Тенденция полностью соответствует государственной политике, нацеленной на снижение масштабов алкоголизации населения. Кроме того, она идет в русле цивилизованного общеевропейского тренда: аналитическое агентство Euromonitor International прогнозирует, что объем рынка безалкогольного пива к 2018 году вырастет по сравнению с 2013 годом почти на треть. Для России, где в отличие от многих европейских стран еще несколько лет назад практически не было спроса на безалкогольное пиво, рост популярности этой категории напитков уже можно назвать большим достижением.

Представитель одной из сетевых торговых компаний Екатерина Куманина рассказала, что в последнее время ассортимент безалкогольного пива увеличился с шести до девяти наименований, что сказалось на общем товарообороте сети. Основная заслуга, по мнению ретейлеров, принадлежит производителям, которые улучшают качество безалкогольного пива и активно его рекламируют.

При этом, по данным Росстата, розничные продажи пива в целом за 9 месяцев этого года снизились на 3,2%. Сами пивовары признают, что на фоне общего падения рынка пива инвестиции в производство безалкогольной продукции становятся все более значимым направлением их деятельности. Кроме того, популяризацию пива без градуса они считают своей важной миссией, способствующей решению общегосударственной задачи по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и формированию культуры потребления напитков.

Чтобы донести информацию до потребителей, в последнее время Союз российских пивоваров предпринял большие усилия по созданию цивилизованной рекламной среды. Действующий запрет на рекламу алкоголя на телевидении создавал определенные сложности для рекламы и безалкогольного напитка. Проблема была снята после принятия пивоварами в начале 2016 года "Кодекса коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива" и согласования этого документа с Федеральной антимонопольной службой РФ. Теперь рекламные сообщения сопровождаются пиктограммой, подчеркивающей, что речь идет о безалкогольном напитке. Таким образом, при полном соблюдении норм законодательства удалось разграничить в глазах потребителей разные виды пива. Фактически реклама безалкогольного пива в СМИ способствует росту этого сегмента, не увеличивая при этом потребления алкогольных сортов.

Сегодня на долю пива без градуса, по данным Nielsen, приходится только 1,2% всего пивного рынка России. У сегмента хорошие перспективы роста, и чтобы они реализовались, производителям не надо мешать. Подорвать позитивный тренд может непродуманная акцизная политика. Тревожный сигнал прозвучал в этом году, когда предлагалось ввести акциз на безалкогольное пиво наряду с сахаросодержащими напитками. Тогда производители подсчитали, что в среднем литр "нулевки" может подорожать на 21 рубль. Таким образом, стоимость полулитровой бутылки увеличится до 70-74 рублей, что сделает напиток менее доступным для потребителей. Однако Министерство финансов РФ от этой идеи отказалось. Очевидно, на рынке сложилось четкое понимание, что шаги такого рода могут не только подорвать экономический баланс пивоваренной отрасли, но и сорвать реализацию программы снижения алкоголизации населения.