- Мы хотели приблизить обычного, рядового зрителя из-за бульварного кольца к современному искусству. Проще говоря, объяснить нашим мамам и бабушкам, первым зрителям "Весны на Заречной улице", что искусство не только отвечает на вопрос "ты рисовать умеешь?", но и поднимает более сложные темы, - говорил на открытии выставки ее куратор Дмитрий Ликин. Главный художник Первого канала, Дмитрий отвечает тут за изобразительное искусство, фильмы же подбирал историк кино Михаил Трофименков.
Выставка выстроена не по хронологии, а по разделам, предлагая посетителю схему, ориентированную на частное, интимное переживание "веяний времени", с помощью современного искусства она пытается создать метафорические портреты разных эпох. "Время перемен", "Время пропаганды", "Время энтузиазма": в каждом разделе тут сходятся взгляд кинохудожника на происходившее в стране и просто художника, движимого своей идеей, сочетающейся с кино той или иной эпохи.
Полотна и объекты в экспозиции размещены в небольших отсеках - иногда слишком небольших, чтоб оценить замысел автора и идею куратора, иные картины просто не разглядеть с полутора метров. Кинокартины смотреть явно удобнее: на большом экране в темных залах идет нарезка главных эпизодов, скажем, "Нескольких дней из жизни Обломова" и в тут же устроенной нише можно в наушниках, без посторонних шумов послушать героев Табакова и Соловей.
Во "Времени хрупкости" усилиями Ильи Кабакова (панно "Чей это ковшик?": кухонный ковш на гвозде и письменный диалог каллиграфическим почерком) и Виктора Пивоварова с альбомом "Шаги механика" о разошедшейся по отдельным листочкам мечте об отдельно взятом быте - подчеркиваются попытки человека создать свой мир. Подверстав к этой теме "Звонят, откройте дверь", "Печки-лавочки", "Еще раз про любовь" и даже "Служили два товарища" авторы выставки отвечают на вопрос о том, почему наш человек всегда и во что бы то ни стало прорывался к хрупкому "своему", к частному.
Такие прорывы к сути разных эпох, по мысли кураторов, приближают нас к пониманию того, почему эти эпохи нам дороги, что нас в них объединяет.
А объединять может и страх: во "Времени перемен" пространства фильмов из 90-х "Брат 2" и "Маленькая Вера" совмещены с серией на шелках "Исламский проект" группы AES, где башни Саграда Фамилиа уже стали минаретами.
И эти "перемены" художники предвидели еще в 2000-м.