- Перераспределение НДС необходимо для укрепления собственной доходной базы муниципальных бюджетов и реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий, - так прокомментировал инициативу спикер орловского городского парламента Василий Новиков. - Кроме того, это сделает межбюджетные отношения более сбалансированными, разумными и справедливыми.
По мнению парламентариев, существующая система ставит муниципалитеты в зависимость от властей регионов. Они собирают немало налогов, но распорядиться ими не могут. Деньги приходится отдавать.
В Орле в прошлом году собрали 14,1 миллиарда рублей. Из них в казну города поступило лишь 1,7 миллиарда. А только на минимальные нужды необходимо втрое больше.
Городу остается лишь 12 процентов собранных в нем налогов. В федеральную казну отправляют 29 процентов, в областную - 59. Приходится выпрашивать субсидии - фактически свои же деньги - у областного правительства и брать кредиты в банках. Нередко на местном уровне это превращается в инструмент политического и коммерческого торга.
До 2006 года Орел обходился без займов. Сейчас муниципальный долг составляет 1,39 миллиарда рублей и продолжает ежегодно расти в среднем на 234 миллиона. С 2012 года расходы на его обслуживание увеличились в 6,4 раза. В текущем году по обязательным платежам и процентам казна должна отдать банкам 172 миллиона рублей. И это при множестве нерешенных социальных вопросов.
Муниципалитет задолжал за школьное питание 61 миллион рублей, за капремонт многоквартирных домов - 36 миллионов, за коммунальные ресурсы - 57 миллионов. Подрядчики массово подают иски. Расходы только на выполнение судебных решений ежегодно составляют порядка 50 миллионов рублей. Подобные проблемы характерны для многих городов, и поэтому орловцы просят не только за себя, но и за коллег.
Они считают, что перераспределение налогов позволит муниципалитетам снизить зависимость от властей регионов и получить дополнительные средства. Орлу, к примеру, это принесет до 540 миллионов рублей в год, что сопоставимо с третью его собственных доходов.