Чиновники должны были определиться с программой действий, определив объемы и источники финансирования всех мероприятий. С первой частью поручения власти справились: соответствующий проект был разработан и его утвердил глава страны. Однако источники и объемы финансирования так до сих пор и не ясны.
- Принято согласованное с Минфином России решение о выделении из федерального бюджете 2017 года 250 миллионов рублей для Кисловодского парка. Однако это разовое предоставление средств, в будущем же финансирование должно стать системным, - сообщил на совместном заседании трех комитетов Совета Федерации, которое прошло в Кисловодске, заместитель председателя СФ Евгений Бушмин.
Однако во время совещания стало ясно, что у федеральных и региональных властей разные взгляды на источники финансирования, налоговое регулирование и администрирование курортного сбора. При этом первые осторожно подходят к тем возможным изменениям в законодательстве, которые предлагают вторые.
- У нас большая страна. Если ковырять в законе на федеральном уровне, то ничего хорошего не будет. Многие решения субъекты РФ могут принять самостоятельно, если они в них нуждаются, - считает Бушмин, подчеркивая, что вмешательство в федеральное законодательство возможно только в крайних случаях.
При этом региональные власти убеждены, что без помощи "сверху" не удастся реализовать проект развития Кисловодска. Речь идет не только о привлечении денежных средств из федерального бюджета, которые станут стимулом для развития города-курорта, но и о существующем налогообложении.
По мнению заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова, важно создать в городе-курорте такую экономику, которая бы увеличила доходы бюджета города, а казна, в свою очередь, покрывала бы расходы на содержание инфраструктуры.
- Санаторно-курортная отрасль должна стать на рыночные рельсы и не полагаться на бюджетное финансирование, - убежден Лавров.
Он предложил два возможных сценария. Один из них - полномасштабная приватизация санаторно-курортных учреждений. При этом государство должно сохранить льготы на лечение в них определенным группам населения. Но, как сообщили корреспонденту "РГ" в администрации Кисловодска, из 39 санаториев только пять находятся в руках государства, поэтому о массовой приватизации речи идти не может.
Второй возможный сценарий - это передача объектов по концессии или какая-то другая форма государственно-частного партнерства. Однако детали он не уточнил, лишь отметил, что при любом сценарии высок риск неудачи.
Но, прежде чем вести речь о финансировании каких-то проектов и мероприятий, нужно еще определиться с объемом необходимых средств.
- Мы не можем понять, сколько все это будет стоить, хоть и говорим постоянно о каких-то крупных средствах. У нас нет даже паспортов объектов, - отмечает заместитель министра экономического развития России Александр Цыбульский.
В свою очередь глава Кисловодска Александр Курбатов считает, что федеральные власти намеренно перебрасывают ответственность за реализацию поручений президента на край и город:
- В течение года мы согласовывали все мероприятия с министерствами и ведомствами. Ответы сводятся к тому, что реализация двух третей программы и комплексного плана находится в полномочиях Ставрополья и муниципалитета. В рамках существующих федеральных программ никаких возможностей профинансировать их нет. Общий смысл ответов такой: "На следующий год денег не предусмотрено, но работа активно продолжается".
Краевые власти, в свою очередь, предлагают варианты увеличения доходов городского бюджета, в частности создание игорной зоны на территории Кавминвод, что, согласно подсчетам, принесет дополнительно 1,5 миллиарда рублей. Сделать курорты КМВ привлекательными для туристов поможет современный парк развлечений наподобие Диснейленда. Такой проект скоро начнут реализовывать совместно с итальянскими партнерами.
- Общий консолидированный бюджет Кисловодска - 2,2 миллиарда рублей, но собственных доходов - всего 850 миллионов. При этом мы уверены, что именно Кисловодск должен стать локомотивом, который разгонит экономику всего КМВ, - подчеркнул губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
Что касается увеличения налоговой базы, то здесь местные чиновники рассчитывают прежде всего на введение курортного сбора на Кавминводах. По подсчетам краевых властей, он даст региону дополнительно 1,2 миллиарда рублей в год. Примерно треть этой суммы поступит на развитие Кисловодска.
Однако министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов отметил, что не стоит полагаться только на этот налог:
- Мы не считаем курортный сбор панацеей, решением всех вопросов. Это лишь инструмент, который сегодня в непростое время в короткий срок улучшит инфраструктуру и поднимет конкурентоспособность наших курортов.
Сбор будет отчисляться в фонд, откуда средства направят исключительно на развитие курортной инфраструктуры. Однако до сих пор не решен вопрос с администрированием. В частности, кто будет взимать плату, каким должен быть тариф? К единому мнению по этому вопросу участники заседания также не пришли.
Власти региона предложили еще один вариант пополнить бюджет, который тоже поможет ликвидировать долгострои и заброшенные объекты на курорте - повысить налоговые ставки на участки, выданные под строительство, но не используемые по назначению более трех лет. Это подтолкнет неэффективных собственников к тому, чтобы закончить стройку или продать объект.
Евгений Бушмин также заметил, что в Кисловодске сейчас всего 50 процентов территорий облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости участков. Если увеличить этот показатель, то возрастут и отчисления в бюджет. При этом он отверг предложение Александра Курбатова увеличить долю налога на доход физических лиц, который остается в казне города. Сейчас этот показатель составляет 15 процентов.
По итогам заседания участники выработали предложения федеральным и региональным властям. Пожалуй, самым важным среди них стала рекомендация Правительству Российской Федерации ускорить окончательное утверждение плана комплексного развития города-курорта Кисловодск. Ожидается, что этот документ появится не позднее 15 декабря 2016 года.
Коснулись на заседании Совета Федерации и проблем экологии. Так как один из главных лечебных факторов Кисловодска - воздух, то речь шла о развитии в городе сети экологически чистого транспорта. Сейчас по улицам ездят всего пять электромобилей и функционируют для них три заправки. При этом в городе зарегистрировано 40 тысяч машин, хотя по факту их больше. По словам Курбатова, у властей нет юридических механизмов, которые бы ограничили использование авто низкого экологического класса, то есть решение проблемы снова лежит в плоскости законодательства.
Представитель Министерства транспорта Российской Федерации Владимир Луговенко заявил, что 96-й федеральный закон об охране атмосферного воздуха как раз касается этой проблемы. Однако не прописаны механизмы его реализации. Минтранс подготовил поправки в законодательство, и в скором времени появятся новые знаки дорожного движения. Они ограничат проезд автомобилей определенного экологического класса там, где это необходимо.
Справка "РГ"
В программу комплексного развития города входят десятки мероприятий, связанных с развитием транспортной, коммунальной, курортной, культурной и социальной сфер города. Это реконструкция и строительство дорог, мостов и площадей Кисловодска, создание кардиологического центра, строительство новых санаториев, пансионатов, спортивных объектов, ремонт фонтанов, кинотеатра и благоустройство курортной зоны. Также предполагается реставрация памятников и исторических зданий. В программу входит и переселение людей из ветхого жилья, обеспечение квартирами льготников, строительство детских садов.