08.11.2016 19:04
    Поделиться

    Появятся ли в Петербурге рынки нового формата

    Через пять в лет в Санкт-Петербурге не останется рынков - специалисты уверены, что традиционные площадки с сельскохозяйственной продукцией скоро исчезнут, уступив место небольшим экомаркетам. Тенденция уже прочно прижилась за границей, а с недавних пор и в Москве, где лавки с фермерской продукцией перемещаются в большие торговые центры. Как выглядит рынок будущего и что мешает его появлению в Северной столице, узнавала корреспондент "РГ".

    Сегодня, чтобы сосчитать петербургские рынки, хватит пальцев рук: один за одним их закрывают по самым разным соображениям. Самый свежий пример - Северный рынок на Светлановском проспекте, прекративший работу летом этого года. Причина, по словам властей, в том, что договор аренды истек, а участок уже передан под строительство некого общественно-делового комплекса. Увещевания петербуржцев (а за сохранение рынка жители Калининского района собрали более пяти тысяч подписей) не помогли. Чуть раньше с шумом снесли проработавшие пятнадцать лет торговые ряды в Рыбацком - теперь на их месте обещают открыть перехватывающую парковку. Среди немногочисленных рынков, считают эксперты, "настоящих" в городе осталось всего-то два: Торжковский, что на Черной речке, и Василеостровский (по-другому, Андреевский). Оба они в разных пропорциях совмещают и продуктовые, и вещевые ряды.

    - Это совмещение возникло в середине 90-х годов, когда главный акцент стали делать на экономию: рынок - это доступно и недорого. До этого отношение было другим. Торговали, как правило, граждане дружественных нам республик, а за покупками ходили целенаправленно и не смущались, даже если товары были неоправданно дорогими, - рассказывает специалист по коммерческой недвижимости, управляющий директор компании "Becar" Наталья Скаландис.

    То, что со временем к прогулкам среди торговых рядов у людей интерес пропал - лишь видимость, считает эксперт. Супермаркеты, вопреки общему мнению, равноценной заменой не стали, и люди по-прежнему хотят ходить на рынки, вот только адекватного предложения сейчас практически нет. Именно поэтому в своем классическом виде рынки просуществуют еще три-пять лет, после чего изменившийся спрос сформирует новую концепцию торговой зоны. Некоторые тенденции можно наблюдать уже сейчас: так, люди стали серьезнее относиться к здоровому образу жизни, что влечет за собой интерес к фермерской продукции, а еще покупатель совсем не прочь съесть что-нибудь прямо у прилавка - поэтому заграничные рынки уже приноровились открывать на своей территории фудкорты с кафе и ресторанами или размещать фургончики с уличной едой. И, конечно, никаких коробок, заляпанных фартуков и палаток вокруг. В Петербурге, правда, примеров такого переформатирования рынков пока нет, хотя попытки предпринимались.

    - Мы разрабатывали концепцию городского мини-рынка, но, к сожалению, из этого ничего не вышло. Во-первых, дело в том, что фермеры, на которых сейчас ориентирован покупатель, находятся в не самой простой ситуации: они вынуждены выживать. При ведении хозяйства существует большое количество рисков, и правильно было бы дать какие-то льготы, хотя бы в части бесконечных проверок. Кроме того, для зарождения новых форм рынков должны быть предложены площадки, а у нас их отдают под девелопмент. Вспомните тот же Северный рынок, - считает Наталья Скаландис.

    Что касается появления небольших экомаркетов, то в Северной столице этот сегмент только начинает развиваться и наблюдается лишь в формате ретейла - магазинчики с продуктами, "выращенными на экологически чистых землях", в небольшом количестве существуют, но работают с разным успехом. В целом объем городского рынка фермерских магазинов оценивается в 300-400 миллионов рублей в год, но, по мнению экспертов, истинно фермерские продукты на полках найти непросто - их доля не более 0,7 процента. Всего в Петербурге насчитывается около 20 ретейлеров, которые специализируются на фермерских товарах.

    Свести же петербургских фермеров в одну локацию и тем самым организовать мини-рыночек не получается, а потому такая торговля носит сейчас хаотичный характер. В последнее время предприниматели предпочитают вовсе не иметь стационарную точку, а работать в частном порядке, вывешивая таблички о своей продукции. Однако за небольшими лавками со здоровой, красиво оформленной и аккуратно уложенной продукцией - будущее, уверены эксперты.

    За заграничными примерами, где привычную торговлю дополняет обширная программа с кинопоказами, вечеринками и лекциями, эксперты гнаться не предлагают, но на вооружение петербуржцы вполне могли бы взять столичный опыт. В Москве буквально на днях открылся после реконструкции Усачевский рынок, а незадолго до этого - Даниловский, ставший пионером в этом деле.

    - Рынки пришли на смену паркам, где раньше собирались гастроэнтузиасты, и стали тем пространством, где начинающие предприниматели теперь могут разместиться на постоянной основе. Чтобы начать продавать что-то на маркетах, больших вложений не требуется: это не более 50 тысяч рублей, - поясняет соавтор концепции Даниловского рынка Алена Ермакова.

    Сработал в столице и другой вариант: перенос экомаркетов в крупные торговые центры. Аналитики уже заверили, что их появление на месте ледовых катков практически спасает моллы, где людей из-за однообразия магазинов все меньше. Здесь, правда, снова встает вопрос о выживании фермеров: в Москве, к примеру, за месяц аренды просят порядка шести миллионов рублей, а такие суммы потянут далеко не все.

    По словам Ермаковой, для городов-миллионников рынок нового формата - это возможность создать место притяжения, новое пространство, иногда единственное в городе, где люди могут общаться и формировать культуру нового потребления. Вот только в Петербурге, кажется, заинтересованности в преобразованиях нет: в контексте рынков власти говорят лишь о сносе, но никак не о реконструкции. Не предлагает идей и бизнес (а в случае в Даниловским рынком изменения за собой привел как раз крупный ресторанный холдинг).

    Если тема и дальше будет оставаться за гранью обсуждения, никакого нового формата рынков Северная столица не увидит - их просто негде будет разместить, подчеркивают специалисты. К слову, в планах у Смольного снос еще одного рынка - на этот раз торговые помещения ликвидируют у "Московских ворот". Причиной называют нецелевое использование участка.

    Прямая речь

    Анна Бичевская, основатель обеденного клуба Stay Hungry, соавтор концепции Даниловского рынка в Москве:

    - Рынок будущего - серьезная задача для футуролога, мы пока с рынками настоящего не разобрались. Мы по-прежнему не готовы, например, внутрь рынка поставить супермаркет, как это делают в Европе, чтобы место могло удовлетворять все, связанные с едой и бытом потребности разом. Пока что мы только делаем шаги в сторону нового формата рынков, на которых работают не столько перекупщики ширпотреба, сколько фермеры с качественным продуктом, даже если стоят они порой два дня в неделю. Публика пока что учится не бояться продавцов и того обмана, с которым каждый хоть раз сталкивался на рынках, а предприниматели учатся перестраивать бизнес на новый лад, предоставляя качественный сервис, к счастью, многие увидели в этом золотую жилу и сами осознали эту необходимость. Кстати, к нам уже обращались за концепцией владельцы одного из рынков Петербурга, и мы были полны энтузиазма, но то, с чем мы столкнулись - далекая локация, сложность конструкции здания - не дали нам варианта финансово выгодного. Зато пока мы работали, до нас дошли слухи о том, что некоторые центральные рынки города к реорганизации все-таки готовят.

    Поделиться