Одним из таких ресурсов председатель Совфеда видит повышение акцизов на табак и введение акцизов на так называемые вредные продукты. "Здесь можно действовать смелее. Положительным образом на доходах бюджета должно сказаться расширение перечня подакцизных товаров и ряд других мер", - полагает она. Кроме того, можно подумать как об упрощении процедур уплаты налогов, так и об ужесточении санкций в отношении злостных неплательщиков.
Особенно верхнюю палату беспокоят планы кабмина о сокращении выделяемых регионам бюджетных кредитов. На 2017 и 2018 годы они запланированы в объеме по 100 миллиардов рублей, что в три раза меньше, чем в нынешнем году. "Если правительство не может найти источники, давайте вспомним, что сегодня госкорпорации держат на депозитах около 160 миллиардов рублей", - отметила Матвиенко. При этом в прошлом году только от размещения так называемых временно свободных средств доходы госкомпаний составили около 10 миллиардов рублей. "Эффективность этих структур - вообще отдельный вопрос, которым надо заняться на государственном уровне", - уверена спикер Совфеда. По ее словам, верхняя палата направит при рассмотрении проекта бюджета в Госдуме свои предложения по увеличению объема бюджетных кредитов регионам. Обратила внимание Матвиенко и на то, что в следующем году на реализацию приоритетных проектов потребуется около 150 миллиардов рублей, часть которых предусмотрена в рамках государственных программ. "Однако точные лимиты финансирования проектов не знает никто. Их паспорта мы, в лучшем случае, увидим ко второму чтению, а в худшем - только к концу года, когда бюджет уже будет принят. Это неправильно", - сказала спикер, предположив, что некоторые государственные программы существуют вне реальности: настолько неконкретными выглядят их цели.
Кроме того, нередко значительные объемы бюджетных средств с одних программных мероприятий перебрасываются на другие без корректировки целевых показателей последних. "Это говорит о недостаточной проработанности документов, нечеткой обоснованности выделяемых средств", - считает Матвиенко. Власти таким образом по-прежнему далеки от программного принципа формирования бюджета и расходования средств в увязке с конкретным результатом. "Государственные программы так и не стали основой бюджета", - констатировала спикер, добавив, что доля госпрограмм едва превышает 50% и в следующие три года останется практически неизменной. А между тем именно они должны стать связующим звеном между стратегическим и бюджетным планированием.
Между тем у минфина есть свои представления о том, как удержать очень сложный трехлетний бюджет. "В следующем году значительный объем ресурсов мы будем привлекать с внутреннего рынка. Если в этом году объем чистого привлечения составит около 400 миллиардов рублей, то в последующие годы мы выйдем на сумму около 1 триллиона рублей", - сообщил глава министерства Антон Силуанов.
Министр отметил, при подготовке бюджета ведомство исходило из консервативных оценок, в частности, из расчета цены на нефть сорок долларов за баррель. "Мы должны строить наш бюджет вне зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры и быть уверены, что при любых внешнеэкономических условиях обеспечим те обязательства, которые закладываются в бюджет", - подчеркнул руководитель минфина.
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова в свою очередь призвала увеличить финансирование образования, здравоохранения и соцуслуг в 2017-2019 годы за счет бюджетов всех уровней. Затем она коснулась вопроса рационального использования бюджетных средств, направляемых на реализацию майских указов президента. По ее словам, существуют риски недостижения некоторых целевых показателей, установленных указами, которые в большей степени связаны с недостаточным вниманием со стороны региональных властей. Есть и проблема износа основных фондов бюджетных организаций, на что она также обратила внимание сенаторов. По итогам 2015 года этот показатель возрос и превысил 50%: в сфере строительства износ составил 53,5%, транспорта и связи - 59,1%, образования - 53%, здравоохранения и социальных услуг - 57,4%.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко внесла в Госдуму законопроект, которым предлагается включить детей, о родителях которых ничего неизвестно, в перечень лиц, имеющих право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца. В пояснительной записке Матвиенко указала, что такие дети в вопросе финансовых возможностей при выходе из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изначально поставлены в неравное материальное положение даже по сравнению с детьми-сиротами, не имеют права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.