Новости

09.11.2016 21:52
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Хэштег Ленин

Как культ вождя пролетариата разрушил Советский Союз
В честь предъюбилейной 99-й годовщины Октября в Государственной публичной исторической библиотеке (ГПИБ) открылась выставка со связывающим времена названием "#Ленин и...". Она посвящена небывалому и непонятному современному поколению культу вождя. Тем, кто не вступал в октябрята и пионеры, сложно объяснить, зачем основателю советского государства нужен был такой пиар. Между тем над образом горячо любимого и непогрешимого в институтах, мастерских и на киностудиях работали не самые бездарные головы.

Культ отразился в мощнейшем книжном наследии: простой поиск по электронному каталогу Исторической библиотеки выдает более шести тысяч результатов на словосочетание "Ленин и..." ("Ленин и дети", "Ленин и женщины" и т.п.). Самые первые книги и статьи об Ильиче датируются 1917 годом, а самые новые - 2015-м. На выставке в Историчке представлено только 300. Но какие!

Культ Ленина, в отличие от других печально известных нам культов, появился только после смерти вождя. Помимо политических некрологов, мавзолея и памятников почитание оформилось, к примеру, в четко прописанные ритуалы годовщин ухода. Регламентировали каждый шаг с учетом специфики: в экспозиции есть несколько брошюр со сценариями. Одну из них в помощь массовикам-затейникам выпустило издательство "Рабочий Донбасса" под названием "Годовщина смерти Ленина в клубе". Другую - "Дни памяти Ленина в школе 2-й ступени" - "Государственное издательство". В 20-е годы все эти всполохи любви еще не были основой идеологии государства. Культ сложился в 30- е, когда все сферы жизни советского гражданина подкреплялись экономическими, философскими, филологическими размышлениями вождя мирового пролетариата, рассказывает директор Центра социально-политической истории - филиала ГПИБ и один из кураторов выставки Елена Струкова.

- Вот посмотрите, - Елена идет мимо книжных витрин, в которых мелькает ленинский прищур, - "Ленин и металлисты", "Ленин и раскрепощение трудящихся женщин", разные варианты брошюрки "Ленин и дети", в том числе и знаменитый в авторстве Бонч-Бруевича... Одним словом, "#Ленин и ..." Слово "хэштег" в названии выставки - это не только дань модной реальности, оно точно отражает смысл культа - существование связующего звена, которое объединяет массы с популярным явлением. Культ Ленина - неотъемлемая часть СССР. Исчезло государство, схлопнулся и культ буквально до одной темы "закопать - не закапывать". Испарился неожиданно быстро, породив фантасмагории типа "Ленин-гриб" Курехина.

Об особенностях культов советских вождей наш разговор с автором школьных учебников по истории России XX века и ученым, который начал своей лекцией презентацию выставки "#Ленин и..." Александром Шубиным.

Александр Владленович, актуален ли сегодня Ленин? Как вы оцениваете то, что о нем пишут?

Александр Шубин: Ленин, нравится нам это или нет, одна из крупнейших фигур в нашей истории. Это лидер большевизма, победившего в революции и Гражданской войне 1917-1922 годов. О нем идут очень интересные научные споры, но, конечно, и много глупостей пишут. Одни считают его злодеем, который действовал, чтобы заработать немецких денег и покуражиться над Россией. Для других он что-то вроде памятника на Октябрьской площади, безгрешный и всезнающий полубог. Реальность находится даже не между этими двумя полюсами, где-то в стороне от них.

Культ Ленина был важным ресурсом руководства компартии, своего рода религией

Но ведь и вы решили поморочить читателям голову, продлив жизнь Ленину до конца 30-х. "Ленин жил. Ленин жив" - это вы сочинили?

Александр Шубин: Так это же фантастика, что я не скрывал. У меня есть несколько научных работ, где анализируется реальная деятельность Ленина. А есть литературные произведения, например это, написанное в 90-х годах в жанре альтернативной истории. "Ленин жил. Ленин жив" - это подборка цитат, похожих на настоящие высказывания политических деятелей эпохи Ленина, которая описывает историю, в которой Ленин прожил еще 15 лет. Альтернативная история позволяет нам поразмышлять о сути произошедших исторических явлений, взглянув на них "со стороны" несбывшегося. Как писатель я позволил себе некоторую пародию на персонажей того времени, чего не делаю как историк. Впрочем, я слышал о людях, которые всерьез восприняли эту подборку, подумали, что это научная работа.

Что еще раз говорит о том, как мы знаем историю... А что было бы, если бы его не стало до революции?

Александр Шубин: Похожий вопрос поставил Троцкий: как бы развивалась история России, если бы Ленин не приехал в Петроград в апреле 1917 года? У лидера большевиков действительно до октября 1917-го были опасные для жизни эпизоды, например, за десятилетие до прихода к власти он шел по льду, который раскололся, и Ленин мог утонуть. Он мог бы и не попасть в Россию весной. Понятно, что тогда партия большевиков не взяла бы такой радикальный курс на "пролетарскую" революцию, который "продавил" Ильич в апреле 1917 года. Гораздо больше шансов было бы у более умеренных левых и социал-демократического пути для России. Впрочем, возлагать всю ответственность за последствия Октября на Ленина тоже неправильно. Ситуация, с которой столкнулась страна в 1917 году, не им была создана. Она была экстремальной, и выйти из того кризиса можно было только путем глубоких социальных преобразований.

Существует и точка зрения, что Ленин и Сталин две противоположности и Ильич бы вел страну совершенно другим путем. Я с этим не согласен (что показал и в "Ленин жил, Ленин жив"), многое из сделанного Сталиным совершил бы и Ленин, проживи он дольше. А может быть, и похлеще.

Но были бы репрессии столь кровавыми, доживи Ленин до 1937 года?

Александр Шубин: Он вовсе не был противником репрессий. Однако ленинский стиль руководства все же предполагал наличие дискуссий в окружении лидера. Ленин мог серьезно разругаться со своими товарищами по партии, но людей, которых лично знал, предпочитал не уничтожать, а побеждать другими средствами. Но и Сталин не сразу перешел к жестким репрессиям против соратников. Вместе с тем характер его по сравнению с ленинским был более одномерным, что ли, "вождь народов" в большей степени являлся "человеческой машиной", которая могла стать холодной машиной уничтожения. Ленин же был более творческой личностью. Впрочем, голод 30-х гг., вероятно, был бы и при Ильиче: при Сталине хлеб отбирали у крестьян на нужды индустриализации, которую запланировал Ленин. Он в отношении крестьян действовал очень жестко уже в 1918 году. Так что принципиальной разницы со сталинской политикой не было бы. А что же касается 1937 года, когда уничтожали людей, большинство из которых заведомо не было причастно ни к каким заговорам... Думаю, Ленин действовал бы более осторожными методами. Хотя и у него была социальная задача строить монолитное однородное общество.

Чем культ личности Ленина отличался от культа личности Сталина?

Александр Шубин: Во-первых, в основном это был культ уже ушедшего человека. А Сталин наслаждается своим культом при жизни. К собственному восхвалению Ильич относился раздражительно. Только после его смерти стало можно вершить от этого имени все, что угодно, в том числе и то, что Ленин не одобрил бы. Культ Ленина был важным ресурсом руководства компартии, своего рода религией. Он освещал советскую практику, в том числе и брежневскую, от которой, возможно, и сам Ленин пришел бы в ужас. И когда в перестройку культ Ленина стал сходить на нет, это способствовало разрушению режима.

Культура Арт Актуальное искусство Филиалы РГ Столица ЦФО Москва РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники