На Урале зарубили идею в складчину сформировать парк уборочной техники

На этой неделе несколько уральских хозяйств получили официальные уведомления о расторжении с ними договоров лизинга. На эту крайнюю меру Росагролизинг пошел из-за просроченных платежей 15 сельхозпредприятий, у которых в ближайшее время начнут изымать технику.

"РГ" уже рассказывала о том, что из-за сравнительно небольшого долга (в преддверии посевной он составлял в целом по Свердловской области около 10,9 миллиона рублей) регион выпал из льготной программы, по которой можно было получить сельхозмашины на выгодных условиях ("Время жать", "Экономика Уральского округа" от 19 мая 2016 года). Расплатиться вовремя сельхозпроизводители не смогли, некоторые из них вообще находятся в процедуре банкротства, а областное министерство АПК и продовольствия не сумело найти правовой механизм покрытия из бюджета задолженности хозяйствующих субъектов. Или не захотело. Так или иначе, за минувшие полгода просрочка выросла еще на миллион - и терпение лизингодателя кончилось.

Ситуация с обеспечением АПК Свердловской области техникой далека от идеала. Конечно, есть отдельные предприятия, у которых достаточно тракторов, самые современные комбайны и даже свои перерабатывающие мощности. Но таких сравнительно немного. Большинство же чинит из года в год старую технику и мечтает получить новую в лизинг - с возможностью расплатиться после уборки урожая.

В отличие от двух предыдущих лет нынче крестьянам повезло с погодой. Зерна собрали много и почти без потерь. Хозяйства-лидеры завершили страду еще в сентябре, но некоторые нивы Среднего Урала все равно обмолачивали уже по снегу: провести уборку быстрее не позволяет имеющийся парк комбайнов. Их на каждую тысячу гектаров посевов зерновых в среднем по региону приходится по три штуки. И это, к слову, еще не так мало - в соседних областях всего по два.

За последнюю пару десятилетий этот показатель по всей России снизился в несколько раз. Правда, сравнение не вполне корректное: как подчеркивают в профильном областном министерстве, современные комбайны по производительности кардинально отличаются от "Нив" и даже "Донов" тех времен. Но в то же время в США на тысячу гектаров полей приходится 15 комбайнов, в Германии - 28, в Великобритании - 14, во Франции - 16, в Дании - 21. И это, заметим, территории с не столь непредсказуемым климатом, как на Урале.

Перспективы кардинально решить проблему нехватки уборочной техники у местных крестьян практически нулевые. Если на трактор или сеялку небольшие хозяйства еще могут наскрести денег, то приобрести такую дорогостоящую машину, как зерноуборочный комбайн, мало кому по карману. Получить на эти цели кредит практически невозможно.

Власти Свердловской области посчитали, что в создании мобильного зерноуборочного отряда заинтересованы южные регионы РФ, а не Урал

Между тем в большинстве развитых стран давно и успешно решают этот вопрос простым испытанным способом - с помощью кооперации. С идеей на такой же основе создать в Свердловской области комплексный зерноуборочный отряд уже много лет носится председатель наблюдательного совета сельхозкооператива из Сухого Лога Иван Сысолятин. Он предлагает коллегам - мелким и средним сельхозпроизводителям - в складчину сформировать парк уборочной техники: комбайны, грузовики для подвоза зерна, тралы для доставки комбайнов к новому месту работы. Такой мобильный отряд сможет оперативно и с минимальными потерями по очереди обмолачивать поля всех членов кооператива, да еще и зарабатывать, если будет много сторонних заказов. А чем больше загрузка, тем доступнее по цене услуги механизаторов.

Но понятно, что небольшим хозяйствам враз денег на закупку большого количества техники не найти. Проект на начальном этапе должно поддержать государство - область могла бы "войти в долю" на правах члена кооператива. А когда отряд прочно встанет на ноги, сможет обойтись без бюджетных вливаний, убежден Сысолятин.

Кстати, он предлагает также схему работы, позволяющую в несколько раз сократить срок окупаемости машин: нужно за сезон отрабатывать две, а то и три жатвы, например, на Ставрополье, в Поволжье и на Урале, передвигаясь по стране по мере созревания хлебов. Схема проверена практикой и доказала свою эффективность: лет 15 назад предприятие Ивана Сысолятина работало на уборке в Ростовской области, Краснодарском крае, затем машины грузили на железнодорожные платформы, и к началу страды в наших краях они прибывали на Урал. Так продолжалось несколько лет, пока постановлением правительства Свердловской области не было введено ограничение на использование за пределами региона машин, приобретение которых субсидируется из областного бюджета. В прошлом году запрет отменили, однако восстановить утраченные связи не так-то просто. В Южном округе помогают провести жатву механизированные отряды из многих российских регионов. Так, только на Ставрополье ежегодно работают более 1,5 тысячи "приезжих" комбайнов. Но на Среднем Урале эта схема почему-то не в почете.

Обив со своими предложениями все пороги в родном регионе, Сысолятин направил их в Москву - федеральному министру Александру Ткачеву, лично встречался с его заместителями и получил поддержку. Письма с поручением рассмотреть проект и "принять меры для решения вопроса обеспечения Свердловской области зерноуборочными комбайнами" за подписью первого замминистра Евгения Громыко направлялись и региональному министру АПК, и бывшему областному премьеру, и губернатору. Но выполнять это поручение никто не спешит.

В то же время о поддержке инициативы заявила Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). План уральцев одобрило руководство Росагролизинга, поставить достаточное количество машин был готов и отечественный производитель комбайнов. В других регионах проект также вызвал интерес. Так, министр сельского хозяйства Ставропольского края Владимир Ситников попросил среднеуральские власти оказать максимальное содействие местным кооператорам в приобретении по лизингу 100 зерноуборочных комбайнов, для которых в южном субъекте обещали обеспечить фронт работ.

Однако в родном регионе от Ивана Сысолятина чиновники отмахиваются как от назойливой мухи. Министр АПК и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов регулярно подчеркивает: приоритетное направление господдержки АПК в регионе - это не производство зерна, а молочное животноводство. Отвечая Евгению Громыко, глава регионального сельхозведомства заявил: "При использовании мобильного зерноуборочного отряда в нескольких регионах РФ… существует реальный риск прибытия комбайнов в Свердловскую область в самом конце уборки зерновых культур… Считаю, что в реализации данного предложения в первую очередь заинтересованы сельскохозяйственные производители южных регионов РФ. Для Свердловской области эффект от участия в проекте будет менее значим". Однако мировой опыт говорит об обратном.

И еще один интересный аргумент против массовой закупки комбайнов при поддержке государства: "Необходимо учитывать, что суммарная производительность имеющегося зерносушильного хозяйства Свердловской области не позволяет максимально использовать существующий парк зерноуборочных комбайнов". Это действительно серьезно: а вдруг, получив уборочную технику, крестьяне еще и на сушилки денег попросят? Уж лучше пусть пшеница уходит под снег.

Между тем

Подводя итоги уборочной, к профессиональному празднику работников сельского хозяйства правительство Свердловской области ежегодно вручает лучшим предприятиям АПК и победителям отраслевых конкурсов профмастерства ключи от новой техники. По нашим данным, в этом году в числе подарков будут два новых комбайна Tucano, общая стоимость которых более 30 миллионов. Обычно такие призы получают лидеры отрасли - хозяйства, у которых парк и без того прилично укомплектован. А прочие задаются вопросом: может быть, в кризисные времена лучше было бы обойтись без подарков, а бюджетные деньги направить на поддержку тех предприятий, которые балансируют на грани рентабельности, или на спасение программы лизинга?