Новости

10.11.2016 08:40
Рубрика: В мире

С доставкой на дом

Почтовые службы России и Киргизстана будут развивать сотрудничество
С приходом Интернета многим казалось, что работа самой обычной почты сведется к минимуму, а то и вовсе станет ненужной. Но все оказалось иначе. О работе почты в век цифровых технологий и виртуальной реальности рассказал генеральный директор государственного предприятия (ГП) "Кыргыз почтасы" Таалайбек Эшалиев.
Таалайбек Эшалиев: С приходом Интернета у почты появились новые возможности. Фото: Евгения Евреинова Таалайбек Эшалиев: С приходом Интернета у почты появились новые возможности. Фото: Евгения Евреинова
Таалайбек Эшалиев: С приходом Интернета у почты появились новые возможности. Фото: Евгения Евреинова

На ваш взгляд, какое будущее ждет почту с развитием Интернета?

Таалайбек Эшалиев: Думаю, будет уместно привести слова китайского мыслителя Конфуция, который сказал: "Если человек почувствовал ветер перемен, он должен строить не защитные щиты, а ветряные мельницы". Действительно, с появлением Интернета количество отправляемых писем значительно сократилось. Однако стал расти рынок интернет-торговли, и здесь почта вполне может занять свое место. Сегодня Интернет помогает нам развивать логистику, почтовые и финансовые услуги и многое другое.

На днях вы вернулись из России, где встречались с российскими коллегами. Какие вопросы обсуждались?

Таалайбек Эшалиев: В первую очередь речь шла о денежных переводах из России. 100 процентов их делается в электронном виде. Если не ошибаюсь, ежегодно из РФ в КР, несмотря на кризис, пересылается более одного миллиарда долларов. Все эти деньги проходят через коммерческие банки, минуя почтовые отделения. Но как быть, например, жителям сел, где нет банковских филиалов? Конечно, удобнее было бы использовать отделения "Кыргыз почтасы", ведь они есть практически в каждом населенном пункте. Именно поэтому мы сейчас активно работаем над более тесной интеграцией наших национальных автоматизированных систем электронных денежных переводов. Мы договорились с российскими коллегами о создании рабочей группы, которой предстоит проработать все вопросы.

На встрече в Москве была затронута и тема электронной коммерции. Вкратце поясню: данная услуга включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением расчетов. Не менее актуальным, на мой взгляд, было и обсуждение проблем транзита. Помимо этого трудовые мигранты из Киргизстана, которые работают в российских регионах, кроме денежных переводов, посылают бандероли, ценные посылки. Чтобы это направление работы почты развивалось более динамично, необходимо проработать вопросы тарифной политики и улучшения логистики.

И, конечно же, обсуждался вопрос перевода пенсий для граждан России, которые проживают в Киргизстане. Известно, что при использовании банковских пластиковых карт теряется определенный процент суммы - он взимается за услугу. Мы хотим разработать иную схему. Если пенсии из России будут перечисляться через почтовые отделения, этот самый процент станет, как мы полагаем, меньше.

Отдельно хочу остановиться на страховых взносах трудовых мигрантов. Граждане Киргизстана работают за границей, но многие из них планируют вернуться на родину. Если у них не будет накоплений в пенсионном фонде, то и на пенсию они рассчитывать не смогут. Мы же хотим создать условия для того, чтобы работодатель или сами трудящиеся переводили страховую сумму в Соцфонд нашей страны, пользуясь обычной почтой. В данном случае - услугами "Почты России". Вообще, хотел бы отметить, что российские коллеги всегда готовы помочь нам в решении возникающих проблем.

В мае текущего года Центр международных почтовых отправлений и логистики при ГП получил статус Временной зоны таможенного контроля (ВЗТК). Как это скажется на работе почтовой службы?

Таалайбек Эшалиев: Вдобавок к тому, что теперь "Кыргыз почтасы" имеет право хранить почтовые отправления и грузы под таможенным контролем до полугода, сотрудниками Государственной таможенной службы (ГТС) разработана система "Рапискан" для контроля входящей и исходящей корреспонденции. Это позволит сократить сроки обработки почты, повысить качество предоставляемых услуг и увеличить объемы отправлений. Сейчас активно работаем над единой автоматизированной системой, которая охватила бы все имеющиеся современные технологические процессы - прием корреспонденций, обработку, сортировку, слежение и так далее. Такая система даст возможность отправителям в режиме реального времени отследить путь своего письма или посылки.

Около полутора лет назад в Киргизии были запущены проекты "Гибридная почта" и "Белек-Бишкек". Что они из себя представляют?

Таалайбек Эшалиев: Хочу отметить, что проект "Гибридная почта" был пилотным. Мы запустили его в 5-м микрорайоне Бишкека. В его реализации приняли участие все коммунальные службы района. Суть заключалась в том, чтобы сформировать единую базу данных счетов за услуги отопления, электро- и водоснабжения, вывоза мусора и так далее. Словом, разработать единый счет для плательщика, кроме того в одной квитанции указать, сколько надо платить за ту или иную услугу. Тогда людям не придется ходить с кучей бумаг. Данный проект показал себя успешным и получил положительные отзывы жителей 5-го микрорайона.

Что же касается проекта "Белек-Бишкек", то это сервис по получению и доставке товаров. В его рамках налажено сотрудничество с некоторыми крупными магазинами канцелярских товаров. Ведем переговоры с рядом гипермаркетов. Например, клиент заказывает в одном из торговых центров подарок для друга. Однако в силу каких-то обстоятельств сам вручить его не успевает. Тогда он может воспользоваться нашей услугой "Белек-Бишкек". Причем отследить отправление можно в режиме реального времени, как и получить информацию о вручении отправления.

Одно время активно обсуждалась тема создания в Киргизии почтового банка. Это направление работы по-прежнему актуально или оказалось неперспективным?

Таалайбек Эшалиев: Перспективы у этой идеи есть. Как известно из мировой практики, создание и работа почтовых банков основаны на тесном сотрудничестве с системой почтовой связи, которая обладает разветвленной сетью региональных филиалов, расположенных в самых отдаленных уголках страны, там, где нет банковских отделений.

На данный момент мы реализуем проект "Расширение финансовых услуг через сеть "Кыргыз почтасы". Планируем завершить работу в 2017-2018 годах. В рамках проекта получим современные программно-технические средства, которые позволят выполнять новые функции и подготовить соответствующую инфраструктуру для сотрудничества с коммерческими банками. Также на базе нашего ГП "Кыргыз почтасы" предусмотрено создать почтово-сберегательную систему.

Будут ли востребованы услуги почтальонов после автоматизации почты? И кто тогда доставит пенсии в деревнях, а также пенсионерам, которые не могут дойти до банка или почтового отделения?

Таалайбек Эшалиев: Почтальоны будут востребованы и в новых условиях работы. Повторюсь, банкоматы, дающие возможность снять деньги с карт, есть не везде. Так что почтальоны еще долго останутся желанными гостями.

Ключевой вопрос

Есть ли у вас какие-то программы стимулирования почтальонов? Ведь подчас они рискуют здоровьем и даже жизнью.

Таалайбек Эшалиев: Не могу не согласиться: работа почтальона, действительно, связана с риском, и случаи нападений на них тоже бывают. Если помните, в одном из регионов наш сотрудник отбился от грабителей и спас деньги, которые предназначались для выплаты пенсий и пособий жителям 14 сел. Почтальон получил огнестрельное ранение, но ценный груз не отдал и не бросил. За этот, не побоюсь этого слова, подвиг его наградил медалью "Эрдик" глава государства Алмазбек Атамбаев.

Почтальоны, впрочем, не только приносят деньги пенсионерам, но нередко еще и выполняют работу психолога. Для многих одиноких пожилых людей появление почтальона - это возможность пообщаться, оно равнозначно визиту друга. Есть с кем словом перемолвиться, узнать последние новости, поделиться сокровенным.

Мы долго думали, как сделать профессию почтальона более благодарной. Ведь зарплата у них в среднем около пяти тысяч сомов, а материальную ответственность они несут большую, разнося людям пенсии и пособия. Мы решили мотивировать сотрудников и начиная с этого года проводим республиканский конкурс "Лучший почтальон года", победителю которого будет вручен золотой нагрудный значок, Первым его обладателем стала почтальон городского отделении связи N27 Тамара Небылицина, проработавшая на своем месте более 20 лет.

В мире экс-СССР Киргизия