Почему "квоты под киль" могут оказаться недоступны рыбакам Камчатки

В ноябре на прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" заложат второй траулер-сейнер, заказанный камчатским рыболовецким колхозом имени Ленина. Сооружение первого началось в июле. По графику камчатские рыбаки получат во второй половине 2018 года три современных судна, выполненных по норвежскому проекту. Их стоимость оценивается в 4,5 миллиарда рублей.

В России серия рыболовных судов подобного типа будет построена впервые более чем за 20 лет. В трюмах этих траулеров оборудованы специальные емкости, чтобы перевозить на берег рыбу в воде со льдом, так ее можно транспортировать в охлажденном виде до семи суток. Пока в России всего два таких судна, закупленных в Норвегии: одно из них как раз опробовали и оценили в рыболовецком колхозе на Камчатке.

- Эти уникальные многофункциональные траулеры способны вести промысел различными орудиями лова (трал, кошелек, крабовые ловушки), и они будут востребованы на Дальнем Востоке, - отметил в разговоре с корреспондентом "РГ" председатель колхоза Сергей Тарусов. - Другие компании тоже захотели заказать такие суда вслед за нами, но они решили посмотреть, как у нас получится воспользоваться инвестиционными квотами, ведь в проекте соответствующего закона данный тип сейнеров пока не указан.

Действительно, сегодня это пока единственный пример заказа судов под инвестквоты. Между тем механизм распределения последних еще не утвержден, и споры по ним не утихают до сих пор. Обсуждать есть что.

- Большинство дальневосточных компаний нуждается в обновлении средне- и малотоннажного флота, а инвестиционные квоты на Дальнем Востоке предлагается выделять только под крупнотоннажный. Предложенные Федеральным агентством по рыболовству механизмы позволят поддержать только единичные предприятия и не учитывают специфику рыбодобычи на Дальнем Востоке. В этом случае ни одно из камчатских предприятий не сможет воспользоваться данными преференциями, - выступил на сентябрьском совещании во Владивостоке под председательством вице-премьера - полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.

Механизм распределения инвестиционных квот до сих пор не утвержден, и споры по нему не утихают

Трутнев нашел замечание справедливым и поручил минсельхозу РФ доработать порядок распределения квот в зависимости от дедвейта строящегося рыболовецкого судна. Как подчеркнул вице-премьер, "это не значит, что мы будем навязывать рыбакам те или иные типы судов, но все-таки объем квот должен зависеть от водоизмещения и, таким образом, стимулировать строительство судов".

18 октября на координационном совете под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича было представлено два подхода к распределению инвестиционных квот - Росрыболовства и минвостокразвития. Кстати, в новом варианте подзаконных актов Росрыболовство предлагает в приоритетном порядке закреплять доли инвестквот в Дальневосточном бассейне за теми, кто готов сооружать средне- и малотоннажные суда на верфях в ДФО, и за теми, кто строит (или реконструирует) рыбоперерабатывающие предприятия. Из этих соображений выходит, что камчатские рыбаки, заказавшие суда в Калининграде, все равно не смогут получить "квоты под киль"…

Сейчас законопроекты по инвестквотам появились в открытом доступе - минсельхоз разместил их в Интернете для оценки регулирующего воздействия.

А дискуссии по поводу новых механизмов не утихают. Так, по мнению члена комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Игоря Зубарева, выделение инвестквот для реконструкции береговых заводов - не лучшее решение, их задача - инвестиции в новые производства, а не реконструкция старых.

Прямая речь

Макс Фишман, главный редактор аналитического портала "ГдеРыба?":

- Если говорить о дедвейте, то этим понятием оперируют скорее транспортные компании и владельцы грузовых судов, для которых огромный и пустой трюм - полезная площадь, позволяющая перевозить большее количество грузов, а в рыболовном промысле суда различают назначением, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова, но не дедвейтом. То есть, по факту, какая-нибудь относительно дешевая гигантская посудина с устаревшим оборудованием или просто пустая внутри, транспортник, который будет расходовать безумное количество топлива, получит столько же квоты, сколько и современный траулер, который рыбу и ловит, и перерабатывает, и морозит? Просто, допустим, у них получится одинаковый дедвейт, только одно судно будет возить и сжигать топливо, а другое будет производить рыбную продукцию глубокой переработки. Такая система распределения может стать серьезной преградой для модернизации судостроения.