Дагестанская художница создала кавказских матрешек

Художница из Махачкалы Диана Гамзатова сделала из матрешек восточных женщин и назвала их марьяшками. На объемной фигурке хорошо рассматривать богатые национальные костюмы, которыми славится Дагестан. Самая высокая марьяшка - 32 сантиметра, самая маленькая - всего полтора. Кругленькие горянки так полюбились местным жителям, что они просят нарисовать их с лицом жены или дочери.

Диана Гамзатова заведует экспозиционным отделом этнографического комплекса "Дагестанский аул" и занимается серьезной научной работой. Сейчас, например, готовится к изданию ее альбом "Традиционный женский костюм народов Дагестана". Но видеть его на картинке (даже если она в 3D) одно, а на фигуре - совсем другое. Поэтому Диана и придумала кавказских матрешек.

- Почему такая нестандартная фигура? Кавказские женщины ведь отличаются стройностью? - спрашиваю я, рассматривая чудесные костюмы Дианы. На рисунке - дагестанские невесты с осиной талией.

- Марьяшкам подходят не все платья. В основном я наряжаю их в туники, в платья в пол, но если есть вариант сделать талию - делаю. Из-за особенностей фигуры матрешки раньше я не использовала костюмы кумычек, горянок из Южного Дагестана, так как их наряды приталены и перепоясаны. Но сейчас делаю матрешек - кумычку и лезгинку. Нашла выход: талию маскирую вазой с фруктами, которую девушка держит в руках на уровне пояса. Самое главное - передать достоверность костюма. Здесь все важно, каждый аксессуар: застежки, тесемки, пуговицы, окантовка...

Пояс - тоже важный аксессуар. Девушки носили яркие или белые, замужние женщины - темных оттенков. Серебряные пояса были в основном у жительниц южного Дагестана, и их надевали не каждый день, а по праздникам.

Простора для творчества хватает - в республике проживает 14 национальностей, чуть ли не в каждом селе свои традиции.

Но ведь матрешка во всем мире считается одним из символов России и прочно ассоциируется с русской женщиной.

- А вы знаете, что на самом деле у матрешки - японские корни? В конце XIX века с острова Хонсю была завезена игрушка в виде фигуры буддийского мудреца Фукурумы. В нее были вложены еще несколько фигурок мал мала меньше. Восточный сувенир заинтересовал художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Токарь по дереву Василий Звездочкин выточил из дерева фигурки, а Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешка изображала девушку в простонародном костюме, а последняя - младенца. Разъемную куклу назвали Матреной, тогда это имя было широко распространено. От него и пошло ласковое - матрешки. Мои марьяшки - от популярного в Дагестане имени Марьям (Мариам, Мария).

Главное же в том, что марьяшки - символ жизни, материнства, многодетности.

Акцент

Марьяшки-невесты - самые нарядные, потому что девушка надевала на свадьбу самую красивую одежду. Например, у балхарки она была оранжевого цвета, который считался символом девственности. Богато украшались головные уборы и пояса, и это связано с тем, что в Дагестане хорошо развито ювелирное искусство и оно крайне разнообразное. Это обусловлено этнической дробностью республики. Здесь множество центров изготовления ювелирных изделий, что породило большое количество художественных школ со своими давними традициями, которые передаются из поколения в поколение. Табасаранская невеста будет отличаться от аварской. Кстати, украшения - еще одна причина, почему в качестве модели художница выбрала матрешку: их легче нарисовать, чем сделать.