Фильм впервые показали в Москве - для профессиональной аудитории кинокритиков и представителей СМИ. Показали спустя 75 лет после означенных событий - 14 ноября 1941 года. Погода на улице впервые с того времени такая же - все засыпано снегом. 16 ноября состоится официальная премьера фильма, 19 и 20 - превью сеансы в кинотеатрах, и, наконец, 24 ноября фильм выходит в прокат.
Каковы же первые впечатления? Прежде всего, понимаешь самих авторов, которые говорят о том, что им не стыдно за свой проект и не стыдно смотреть в глаза своим бабушкам и дедушкам. Это - первое и самое важное. Второе - сейчас много говорят о новом киноязыке. Так вот - авторы фильма "28 панфиловцев" наглядно показали, каков он этот новый киноязык. Создатели того кино, какое было прежде, непременно рассказали бы довоенную историю каждого из героев, "привязали" бы зрителя к нему да так, чтобы тот плакал и переживал, когда герой воюет, как за родственника. Тут же автор сценария картины Андрей Шальопа утверждает, что "любовная линия неуместна в фильме о подвиге", а вот "ниточка" - отношения к тем женщинам, ради которых воюют, и теми, что остались дома, - она нужна. При этом, авторы признаются, что очень любят советское кино про войну, опирались на десятки по-настоящему хороших фильмов, и им хотелось, чтобы и в "28 панфиловцах" были аналогии. Более того, в картине есть "отсылы" и к мировому кино - фильмам "Семь самураев", "Великолепная семерка" и даже "Триста спартанцев". Но это, скорее, для киноманов.
Фильм "28 панфиловцев" сделан так, что зритель все время ощущает себя в кадре. Это он томится долгим ожиданием и подготовкой: "Спокойно жгем танки". Это он - то русский, то украинец, то казах, то бурят. Это он роет окопы и маскирует орудия, сидит в укрытии, в окопе и блиндаже и решает, как именно убьет врага - связкой гранат, бутылкой с зажигательной смесью, пулей, штыком или топором. А, может быть, даже лопатой. Неудивительно, что в какой-то момент кажется, что в зале начинает пахнуть дымом и гарью. Зритель видит вражеский танк словно в 3D, но без очков - сверху, сбоку, снизу. При этом понимает главную мысль фильма - за Родину не нужно умирать, за нее нужно пожить. Стоять - не "насмерть", а "намертво".
Главный герой картины - политрук Клочков, которого сыграл Алексей Морозов. Именно политрук Клочков произнес знаменитое "Отступать некуда. Позади - Москва". Даже раненый он умеет вдохновить бойца на бой: "Гриша, давай!". В фильме есть момент, когда в свете ночной луны звучат самые главные слова, ключевой монолог: "Сегодня, затаив дыхание, на нас смотрит весь мир". И невольно любому передается мысль, что какие бы ни были времена на дворе, русский характер - он никуда не делся. Попробуй с такими иметь дело.
В начальных титрах фильма указано, что фильм сделан при поддержке Фонда кино, Министерства культуры, Российского Военно-исторического общества РВИО и студии "Казахфильм". Более того, к процессу подключились разработчики исторической военной онлайн игры War Thunder ("Гром войны"). Общий бюджет картины - 150 миллионов рублей.
Обозреватель "РГ" спросила, не было ли соблазна сделать картину на независимые деньги, без помощи государственных структур. "Было бы здорово, если бы весь фильм был сделан при помощи народного сбора - участия более чем миллиона человек, - ответил Андрей Шальопа. - Но то, что Минкульт выделил нам деньги и помог получить средства от Казахстана - это же хороший знак. Это как раз тот случай, когда государство помогает народу: видит его чаяния и протягивает руку помощи. Мне кажется, так и должно происходить в цивилизованном мире".
Андрей Шальопа, сценарист, сопродюсер:
- Подвиг панфиловцев - один из самых громких. В мое время про этот подвиг в каждой школе проходили два раза: на уроках родной речи и истории. А слова политрука Клочкова: "Отступать некуда - позади Москва" мы с детства знали наизусть. Этот подвиг - опорная национальная легенда, часть нашего национального кода. И то, что не было такого фильма, - это курьез. И то, что у нас появилась возможность это кино снять - это круто!
Мне кажется, что у нас получилось. Фильм начинался с народного сбора - других денег у нас не было. 35 млн рублей - огромная беспрецедентная сумма. Она составляет пятую часть бюджета. Самый ответственный этап - подготовка проекта - целиком сделан на народные деньги.
...Почему в фильме не упоминается СССР, а говорится о России? Это современное кино, сделанное людьми XXI века. Но в картине есть фраза: "Сейчас мы деремся за Россию, поэтому мы - россияне, а будем бороться за Казахстан - станем казахами". В фильме упоминается Россия как мать наций, которые она объединила.
Ким Дружинин, режиссер:
- Нам нравится то, что получилось, - это именно то, чего мы хотели. Мы как сражались всей огромной страной - так всей огромной страной и кино снимаем. Иногда читаешь, что погибло 25 миллионов человек во время войны. А потом заезжаешь в каждую подмосковную деревню, где есть стелы с именами погибших, и читаешь: Иванов - 7 фамилий, Петров - 7 фамилий и так далее - вот это конкретизация и некий образ.
Алексей Морозов, актер:
- Я смотрел первый раз - сразу захотелось пересмотреть еще раз. В фильме нет ура-патриотической интонации, а есть рассказ о простых ребятах, которые трудятся на войне. В фильме нет пафоса, который часто сопровождает картины о войне.
Между тем
Финальные титры картины примечательны не только тем, что в них перечислены все имена людей, оказавших поддержку фильму, но и тем, что после имени каждого участника съемочной группы указано место, где он родился. Если это был Ленинград, то Ленинград, Санкт-Петербург - указан он. "География" создателей "28 панфиловцев" весьма обширна - Одесса, Киев, Москва, Бишкек, Алма-Аты и другие города. Исторически так сложилось, что среди панфиловцев были также представители многих национальностей - и на это сделан упор и в самой картине, а также в "послесловии" к ней.