По признанию председателя жюри актера Владимира Коренева, в своем выборе они руководствовались высказыванием Бертольда Брехта, немецкого драматурга, выступающего за эпическое искусство: "Потрясать сердца” и "действовать на нервы” - это не одно и то же". Так что сердца членов жюри, в которое вошли также оператор Анатолий Мукусей и актриса Лариса Лужина, потрясла история беса, у которого появился шанс стать человеком. Мастер, на чьем счету призер Московского кинофестиваля "Петя по дороге в Царствие Небесное" и эпохальные сериалы "Штрафбат" и "Раскол", покинул "Вече" с двумя призами - он был также отмечен как лучший режиссер. "Любому автору приятно, когда картина отмечена, - признался Николай Досталь. - Но здесь вдвойне приятно. Ведь именно здесь, в Великом Новгороде родился замысел картины, когда я узнал о житии преподобного Иоанна Новгородского, однажды поймавшего в рукомойнике беса".
Встречи с кинематографистами, мастер-классы, ретро-показы, 180 сеансов и три с половиной тысячи новгородцев, которые оценили девять исторических картин, представленные в конкурсе - таков главный результат пяти дней кинофорума. Помимо "Монаха и беса" на колокол "Тысячелетие России" претендовали картины "Герой", "Контрибуция", "Где живет Надежда", "Трагедия в бухте Роджерс", "Чемпионы: быстрее, выше, сильнее", "Золотая рыбка", "Охота жить", "Главный". Заметим, что автор драмы о жизни легендарного конструктора Сергея Королева "Главный" Юрий Кара представил на фестивале еще одну картину - экранизацию романа Булгакова "Мастер и Маргарита", которая была снята еще в 1994 году, но 16 лет не выходила в прокат из-за разногласий с правообладателями. И возможность сегодня увидеть на экране Михаила Ульянова в роли Понтия Пилата стала особым подарком для новгородцев, с ностальгией вспоминающих советское кино.
"На нашем фестивале мы показали картины, рассказывающие о ледовом походе в Гражданскую войну, о революции 17-го года, о событиях на полярной станции времен челюскинцев, о послевоенном голодном детстве, о начале освоения космоса и так далее, - отметила Светлана Дружинина. - И все они соответствуют тому назначению, которое принял на себя фестиваль "Вече" - говорить о нашей истории, о наших корнях. Нам важно напомнить еще раз, что народ без корней, как древо без корня, засыхает и становится перекати полем".
Одним из значительных мероприятий фестиваля стал круглый стол, посвященный итогам года кино, открытый не только для гостей "Вече", но и новгородских деятелей культуры. Главным спикером круглого стола выступил секретарь Союза кинематографистов, член экспертного Совета Министерства культуры и фонда кино Олег Иванов, который озвучил ряд цифр, обозначающих сегодняшнюю ситуацию в кинобизнесе.
В частности, по статистике, приведенной экспертом, в этом году было снято 127 российских фильмов. Конечно же, напрашивался вопрос: где же они все, каждый из присутствующих за столом, как профессионалы, могли бы назвать лишь 10-15, а рядовой зритель и вовсе 2-3. Но, пожалуй, самая печальная для кинематографистов цифра данность - россиянин вообще ходит в кино в среднем 1-2 раза в год, и в таких условиях о развитии отечественной киноиндустрии говорить не приходится. Нерадостную статистику Олег Иванов разбавил положительным фактом: среди отечественных картин самый большой бокс-офис собирают... драмы. Можно сказать, вдохновляющие драмы такие, как "Легенда №17", "Экипаж", "Сталинград".
Любопытной стала информация о том, какое место кино занимает в разных концах страны. Впервые российские регионы по целому ряду показателей (производство, прокат, кадры и т.д.) распределили по рейтингу. Исключив Москву, лидирующую по определению, первые пять строчек заняли Петербург (84 балла), Татарстан (78 баллов), Свердловская (72 балла), Иркутская область (71 балл) и Якутия (67 баллов). Великий Новгород набрал в прямом смысле ни много, ни мало - 39 баллов. Но потенциал у него есть, что доказали присутствующие на круглом столе молодые новгородские кинематографисты.
"Казалось бы, по официальным данным, положение печальное в киноиндустрии, но меня порадовало, что судя по всему развивается инициатива молодых, - заметила Светлана Дружинина. - На круглом столе два очень интересных молодых человека рассказали нам, как они здесь снимают свое короткометражкое кино, и я предложила им проводить свой миниконкурс, а лучшие будем показывать на "Вече", таким образом стимулируя их и давая возможность развиваться региональному кинематографу".
"Лучший сценарий" - Филипп Абрютин, "Трагедия в бухте Роджерс" (реж. Ф.Абрютин)
"Лучшая музыка к фильму" - композитор Алексей Шелыгин, фильм "Главный" (реж. Ю.Кара)
"Лучшая операторская работа" - Эдуард Мельников, фильм "Золотая рыбка" (реж. А.Галибин)
"Лучшая мужская роль" - Илья Носков, фильм "Контрибуция" (реж.С.Снежкин)
"Лучшая женская роль" - Мария Биорк, фильм "Золотая рыбка" (реж.А.Галибин)
"Лучший режиссер" - Николай Досталь, "Монах и бес"
"Лучший фильм" - "Монах и бес", режиссер Николай Досталь