"Я никогда не мечтал о Гамлете, - признавался Юрий Комиссаров в очень нетипичном для своей актерской профессии отсутствии амбиций. - Наверное, потому, что никогда не грезил о каких-то великих ролях, мне всегда нравились роли, где есть что-то человеческое. Я с большим удовольствием играл "На дне" Горького. Всегда хотел сыграть какую-нибудь характерную роль из Сухово-Кобылина, что-нибудь из потрясающего Гоголя, удивительного Чехова..."
Актер Юрий Комиссаров скончался, не дожив несколько дней до своего юбилея - 27 ноября ему исполнилось бы 80 лет. У него была богатая театральная биография. Жизнь закулисья он знал досконально во всех ее проявлениях, получив театроведческое образование в ГИТИСе, и пройдя весь путь от "солдата до генерала" - от осветителя в театре "Ленком" до народного артиста России, ведущего актера Театра армии. Этому театру он посвятил более шестидесяти лет, а свою первую серьезную роль получил там в 1959 году - в спектакле "Сережка с Малой Бронной". А дальше уже начался поступательный "карьерный рост" от "Объяснения в ненависти" до "Признания в любви" (шли на Большой сцене Театра армии спектакли с такими названиями), и десятки сыгранных запоминающихся ролей классического и современного репертуара...
"Актер - это была моя вторая мечта, а первая - я хотел быть врачом, - делился Юрий Комиссаров в одном из интервью. - Я мечтал стать хирургом, считал, что я мог бы принести большую пользу на этом поприще. Через всю жизнь пронес уважение к этой профессии и такое сожаление, что я не в ней. Эти две профессии - врач и актер - похожи. Сейчас уже романтическая пелена спала, когда уже вплотную с театром сталкиваешься. Но все-таки, театр - это врачевание души. Я с удивлением наблюдаю, как уродуют классику, уродуют Чехова, уродуют Шекспира. Петя Трофимов вместо того, чтобы застрелиться, вскрывает бутылку шампанского… Каких только вывертов нет… Мне же мечталось, что человек приходит в театр каждый со своими проблемами, а они у каждого разные, как у Толстого, "все мы несчастливы по-разному, а счастливы одинаково", так вот, все мы несчастливы по-разному, и каждый находит какую-то перекличку в том, что происходит на сцене. От хорошей драматургии, от хорошей постановки, от хорошего актера - за этим приходит человек в театр. И вот мне казалось, что врач-хирург, что артист, если у него хорошая роль, если он занят в хорошем спектакле, то он может принести какое-то добро той раненой душе, которая пришла в театр, а души все по-своему ранены. У каждого есть какая-то царапинка, ранка, но есть обязательно, на то он и человек. Вот поэтому и потянуло так в театр".
Пьесы Островского занимали в творческой биографии Юрия Комиссарова особенные страницы: "Еще мальчишкой я прогуливал уроки и ходил смотреть старый фильм "Бесприданница", где Вожеватова играл Тенин. Мне так хотелось сыграть эту роль, и как судьба сложилась, что потом в театре через столько лет я получаю эту роль... Островский - это русский Шекспир. В каждой его пьесе отражается наш менталитет российский, у него все его характеры чисто русские. Как вот в "Сердце не камень" в последнем монологе Каркунова: "Я благодарен судьбе, что она свела меня с этой женщиной, которая знает для чего человеку деньги даны, и как их проживать следует, чтоб не постыдно было стать ему перед последним судом", - ну, разве это не про сегодняшний день, хотя было написано Бог знает когда?.."
Прощание с актером Юрием Комиссаровым и похороны состоятся в понедельник 14 ноября в 12 часов на Троекуровском кладбище Москвы.
В тексте использованы высказывания актера, опубликованные в открытых источниках.