Врачи выступили против передачи СК данных о половой жизни подростков

Многие врачи не одобрили идею СК о "поголовной" передаче информации о подростках, ведущих половую жизнь. Это может негативно сказаться не только на психике ребенка, но даже разрушить его жизнь, считают эксперты.

Напомним, Следственный комитет России направил в Минздрав предложение о передаче в правоохранительные органы данных о подростках, рано начавших половую жизнь. Об этом журналистам заявила Евгения Минаева, глава управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СК РФ. По ее словам, многие случаи половых контактов с несовершеннолетними остаются невыявленными и безнаказанными. Зачастую, девочки скрывают такие факты из-за стеснительности, опасаясь огласки или негативных последствий.

При этом представитель СКР отметила, что передача информации от медиков к следователям не является разглашением врачебной тайны: тайна предварительного следствия охраняется законом также строго. В Минздраве сообщили, что предложение Следственного комитета будет рассмотрено "в установленном порядке с привлечением широкого круга специалистов по данной тематике". Кроме того, этой инициативой уже заинтересовались в аппарате уполномоченного при президенте по правам ребенка. Есть опасения, что при такой постановке вопроса, несовершеннолетние будут бояться обращаться за помощью в медицинские учреждения.

От первого лица

Елена Уварова, главный специалист-гинеколог детского и юношеского возраста Минздрава России, завотделением гинекологии детского и юношеского возраста Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова:

- Эту проблему мы обсуждали в Минздраве уже четыре раза, собирали серьезную экспертную комиссию: врачей, психологов, юристов... Пока мнение такое, что информировать правоохранительные органы нужно только в том случае, если есть подозрения на противоправные действия (в первую очередь изнасилование). Во всех остальных случаях этого делать не стоит. Тут важны два момента. Во-первых, у нас есть данные об огромном количестве суицидов (как со стороны мальчиков, так со стороны и девочек), совершенных из-за неправильной оценки ситуации. Родители подают исковое заявление, выносят дело на суд. А в итоге оказывается, что это была огромная любовь. Я знаю много случаев, когда уже совершеннолетнего мальчика осуждали по статье, отправляли в тюрьму. И пока он отбывал наказание, девочка рожала ребенка. Я считаю, что нельзя уродовать отношения людей такими жесткими мерами. Гораздо важнее для нас - сохранить нормальную, пусть и очень молодую, семью. Очень часто нам удается убедить несовершеннолетнюю мать и отца сохранить ребенка, не ломать свою жизнь.

И второй момент. Чтобы уменьшить число подростков, рано начинающих половую жизнь, "силовикам" не нужно собирать информацию у врачей. Гораздо важнее вплотную работать с неблагополучными семьями и курировать детей, которым не достает заботы родителей. Ведь очень часто девочки начинают рано вести половую жизнь именно из-за того, что им не хватает тепла в семье. Однако, если ребенок говорит, что секс был не по его желанию, тогда это, конечно, требует информирования правоохранительных органов.

Кирилл Константинов, исполняющий обязанности Главного врача ФГБУ Российской детской клинической больницы Минздрава России:

- Есть закон о врачебной тайне, которую мы не имеем право разглашать. Да, в отельных случаях по официальному запросу правоохранительных органов мы обязаны предоставлять им информацию. Но о том, чтобы в массовом порядке сообщать о ведущих половую жизнь подростках, не может быть и речи. Сама постановка такого вопроса вызывает у меня большие сомнения.

Евгений Вольтов, семейный психолог:

- Представим, что тайны и проблемы половой жизни подростка действительно могут быть переданы следователям. Как это отразится на его психике? Однозначно негативно. И дело не только во всепоглощающем чувстве стыда, который он будет испытывать. Ребенок может замкнуться, испугавшись возможных следственных действий, давления со стороны родителей. Я считаю, что такая форма контроля обычной российской семье не нужна.

Второй вариант: вместо того, чтобы уйти "в себя", ребенок может выразить активный протест и, наоборот, увеличить число половых контактов. В любом случае раннее психологическое взросление - это травма. Да, в семьях у нас говорить с детьми о сексе не принято. Однако это важно делать, чтобы, когда пришло время, ребенок сам захотел рассказать о своих проблемах.