В ответ официальный Киев готовит ноту протеста в адрес польских властей. Участники акции, как сообщают информагентства, неоднократно озвучивали желание вернуть в состав страны украинский Львов и литовский Вильнюс. 75 тысяч человек, по данным полиции, и более ста тысяч, по подсчетам организаторов, прошли по улицам Варшавы в День Независимости страны на устроенном националистическими организациями марше под девизом "Польша - бастион Европы". В столицу Польши были стянуты дополнительные силы, а всего за порядком в этот день следили 7 тысяч полицейских.
По сравнению с предыдущими годами, когда в 2013 году националисты нападали на посольство России, а в 2014-м устроили беспорядки в городе, нынешний марш действительно был иным по направленности своей агрессии. Дымовая завеса и грохот петард в центре города, а также лозунги в стиле "Польша для поляков" уже давно никого не удивляют.
Внимание СМИ привлекло ритуальное сожжение участниками марша нескольких флагов. Голубому флагу с логотипом Facebook досталось за то, что администраторы социальной сети блокируют страницы праворадикальных групп. А флагу Украины - за героизацию Степана Бандеры и ОУН - УПА, которые для поляков ассоциируются прежде всего с "волынской резней", признанной польским парламентом геноцидом. И если администрация Фейсбука не интересуется, кто и что делает с их логотипом, то украинские дипломаты этот инцидент восприняли весьма серьезно. По их словам, в посольстве Украины в Польше подготовят ноту протеста, в которой Варшаву призовут "немедленно ответить на этот акт вандализма", а также "наказать виновных и предотвратить такие действия в будущем".
Как отмечают эксперты, в последние годы в Польше усилились националистические настроения. Согласно социологическому опросу, проведенному Millward Brown, такого мнения придерживаются 52 процента жителей страны. Эту точку зрения разделяют в польской прокуратуре: из доклада в парламенте о преступлениях, связанных с расизмом и ксенофобией, следует, что за полгода на польских улицах были избиты 22 представителя другой национальности или религии. По словам прокурора Дариуша Романчука, "чаще всего мы имели дело с оскорблениями (715 случаев), призывами к религиозной, расовой или национальной нетерпимости (697 случаев), пропагандой фашизма или других тоталитарных систем (246 случаев)".