"Аннушка" выполняла почтовый авиарейс по маршруту село Лешуконское - Архангельск. На подлете к месту назначения произошла нештатная ситуация - снижение тяги двигателя, в результате чего Ан совершил вынужденную посадку на акваторию реки. От трагедии спасло то, что на реке уже образовался лед, который и удерживал самолет. Экипаж из двух человек тут же эвакуировали, а сам летательный аппарат остался стоять посередине реки.
- Самолет застрял на середине реки, в полукилометре от берега, отделенный от суши обширной промоиной, образованной теплыми стоками Архангельского ЦБК, - рассказывает "РГ" заместитель начальника ГКУ АО "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты" Игорь Григорьев. - Постепенно лед начал таять, но Ан-2 не мог сдвинуться с места. Пришлось срочно думать над вариантами его спасения.
По словам архангельских спасателей, передний винт самолета был погнут, нижние крылья почти полностью ушли под воду, в салон залилась вода. А подогнать другую технику к нему не позволяла толщина льда.
- Дело осложнялось еще тем, что этот рукав Северной Двины является судоходным и проходившие мимо суда разрушали и без того непрочный лед на реке, - делится подробностями представитель ГУ МЧС России по Архангельской области Дмитрий Чистяков. - Таким образом шасси самолета за одну ночь ушло под воду. Спасатели смогли добраться до места операции только на аэросанях-амфибии.
Тогда к месту происшествия выехали все экстренные службы, а также представители собственника воздушного судна - "2-й Архангельский объединенный авиотряд". Они и решили поднять самолет в воздух с помощью тяжелого вертолета Ми-26 и доставить аварийный борт на базу. В течение двух дней специалисты подготавливали воздушное судно к транспортировке.
- Самолет был закреплен на льду - установлены пневматические опоры под фюзеляж и крылья, заведены троса, - рассказывает Игорь Григорьев.
В результате Ан-2 при помощи вертолета Ми-26 благополучно доставили в аэропорт Васьково. Сейчас предстоит выяснить, что стало причиной аварийной посадки. Предварительная версия случившегося - отказ двигателя.
Спасло самолет от падения мастерство экипажа, ведь посадить его при отказе двигателя с обледенелым корпусом на лед толщиной в десять сантиметров могут только настоящие асы. Командир Ан-2 Владимир Яковлев - опытный пилот, больше шести тысяч часов налета. Именно он принял решение об аварийной посадке. И спас свою жизнь и жизнь второго пилота.
Юрий Кавацюк, старший помощник Архангельской транспортной прокуратуры:
- Причиной внештатного приземления самолета стала остановка двигателя. Сегодня делать выводы только по результатам внешнего осмотра и тех комментариев, которые были даны пилотами, рано. Можно сказать, что сопутствующей причиной аварии было обледенение судна. Остальное решит специальная комиссия.