14.11.2016 20:34
    Поделиться

    В интернете развернулась горячая дискуссия о воспитании детей

    "В российские школы вернется воспитание, в том числе и трудовое", - пообещала министр Ольга Васильева. Но как это делать? Что воспитывать у детей и кто этим должен заниматься?

    В сети развернулась горячая дискуссия о воспитании вообще. Скажем, нужно ли ребенка воспитывать "чистюлей" или он не должен бояться грязи? Можно ли ему разрешать все или должны быть границы, за которые переступать нельзя?

    Вот что рассказал один из блогеров: "Ребенок моего друга ходит в обычный детский сад Великобритании. Однажды воспитатели ему пожаловались: ваш сын не хочет играть в грязи. С ним точно все хорошо?" В том садике дети на улице могут играть с автомобильными покрышками, копают червей в парке, топчут ногам спагетти, забивают гвозди... Считается, что они приобретают иммунитет и, что более важно, первый самостоятельный опыт. Возможно, так оно и есть. Но наверняка большинство российских родителей с подобными методами воспитания вряд ли согласятся.

    - У нас в грязи не валяются. А приди ребенок с прогулки грязный и мокрый - родители тут же возмутятся: "Недосмотр!" - говорит методист московского комплекса 717 Ольга Сирова. - Да, если ребенок нашел червяка, то воспитатель и другие дети могут подойти, рассмотреть. Мы изучаем живую природу: чем этот листочек отличается от другого? какого он цвета? какое сейчас время года? Прогулка в детском саду всегда проходит по плану. В нем пять разных методических задач. Например, есть приобщение к труду, когда ребенка просят собрать игрушки, и самостоятельная деятельность - время, когда ребенок играет сам, а воспитатель следит за его безопасностью.

    Никаких гвоздей и молотков в российских детсадах нет, зато есть музыкальные инструменты, краски, пластилин, книги, куклы и конструкторы. По словам методиста, для малышей сейчас больше, чем раньше, поощряется инициатива. Могут быть проектные задания, где у детей есть возможность выбора. Скажем, изучать питание кошки или особенности растения.

    У нас активный ребенок - головная боль для учителя. И главное, никто не знает, кто должен его воспитывать. Школа? Семья?..

    Но все же главная задача нашего детского сада - дать нравственное и эстетическое воспитание. Инициатива, практическое применение знаний, личный опыт - на втором плане. Воспитателей можно понять. Если все 30 человек - группы, как правило, переполненные, - будут проявлять инициативу, как за всеми уследить? Или такой момент. В Финляндии, допустим, детям, чтобы те могли "посидеть" в луже, выдаются специальные комбинезоны. Посидел, запачкал, снял - надел свою одежду, чистую и сухую. У нас погода не лучше, но "уличные" комбинезоны детским садам не выдают.

    Завтрак, обед, полдник, а с недавнего времени и ужин в детсадах - строго по расписанию. Если раньше ребят кормили чуть ли не насильно, то теперь ничего такого нет. Не хочешь - не надо. Занятия - обязательные для всех, и тоже по расписанию. Но допустим, вся группа лепит снеговиков, а ребенку не хочется. Что тогда? "Он может попросить разрешения лепить другую фигурку", - говорит Ольга Сирова. "А без разрешения нельзя?" - уточняю. "Можно. Но воспитатель потом обязательно расспросит, что, как и зачем".

    Почему же все так регламентировано?

    - Во-первых, этого хотят сами родители. Мы знаем, что даже если они и дают в семьях какие-то послабления, то от детского сада требуют строгого соблюдения правил, - поясняет Ольга Сирова. - Во-вторых, после нас дети идут в школу, где все подчинено жесткому регламенту. И мы должны их к этому готовить.

    Наша школа сто лет назад взяла в качестве примера немецкую модель - с жестким авторитетом учителя и выполнением четких правил. "Не сделал задание? "Садись, два!" Бывало, что и розгами секли, и на горох ставили.

    Советская система была слишком идеологизирована - вся страна сообща строила светлое будущее. А вот с семейным воспитанием всегда были большие проблемы.

    - Я была на "круглом столе", где родителей спросили: кого и как вы воспитываете? Ответы были самими разными - от домостроя и авторитарной педагогики (будь послушным, уважай старших, говори только тогда, когда тебя спросят) до предоставления полной свободы детям, - рассказала "РГ" профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Наталья Авдеева.

    Вариант "буду воспитывать ребенка так, как воспитывали меня" категорически не подходит. Почему? "Потому что родители никогда не жили в мире, в котором живут современные дети", - объясняет Авдеева.

    Она считает, что в России наблюдается кризис воспитания. Мир становится очень сложным и даже опасным, он быстро меняется. Ко всему этому детей тоже надо готовить. "Мы должны воспитывать ребенка так, чтобы он мог быстро меняться, получать самообразование. Американцы ставят эту цель - поддержать инициативу ребенка и развить ее. Но у нас пока активный ребенок - головная боль для учителя. И главное, никто не знает, кто должен воспитывать ребенка. Школа? Семья? А может, надо создать благоприятную для воспитания среду и задача будет решена?" - задает вопрос Наталья Авдеева.

    При этом, по словам многих педагогов, дошкольное воспитание у нас неплохое, много разных форм и методик, которые помогают развить интересы детей. Однако тут мы не оригинальны. Во всем мире педагоги и психологи ведут поиск в одном направлении - как подготовить ребенка к жизни в меняющемся мире.

    Мнение

    Валентина Яшина, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования МПГУ:

    - В федеральном стандарте дошкольного образования сказано: одна из главных целей - воспитание всесторонне развитого человека. Программы должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Ребенок должен уметь вести себя в обществе, понимать, что есть правила, которых надо придерживаться, приучаться к распорядку дня и соблюдать элементарные правила гигиены.

    Поделиться