Алексей Семенов: В обществе вырос престиж профессии учителя

Популярность педагогического образования в России в последние годы растет. Ключевая причина - рост престижности профессии учителя в обществе. Работа педагогов впервые за долгие годы стала достойно оплачиваться, и в педагогические вузы, на педагогические программы классических университетов пошли сильные абитуриенты, причем не ради диплома, а ради того, чтобы работать в школе. В самом педагогическом образовании идут масштабные процессы серьезного повышения качества.

Рост популярности профессии хорошо иллюстрирует ежегодный мониторинг приема в вузы: отчетливо виден рост среднего балла по педагогическим направлениям подготовки. И еще хорошая иллюстрация - отсутствие учительских вакансий во многих регионах. На освободившееся место учителя, как правило, претендуют несколько человек, и директора школ имеют возможность выбирать лучших.

Все эти факторы обуславливают реалистичность предъявления более высоких требований к молодому специалисту, который приходит на работу в школу, и к вузам, которые таких специалистов выпускают. Это прочное знание школьного предмета и способность выходить за его пределы, владение методикой обучения, индивидуальным подходом к каждому ребенку в условиях массовой школы, способность все время учиться самому, общая культура. Учитель должен быть примером для ребенка во всем, будь то культурная и гражданская идентичность или умение строить отношения с другими людьми.

Что все это означает для педагогического университета? Как должна строиться его работа и работа каждого конкретного преподавателя? Какие факторы лежат в основе возрождения педагогического образования? Укажу несколько принципов, на основе которых ведется образовательный процесс в Московском педагогическом государственном университете. Многие из них реализуются в десятках вузов страны.

Прежде всего это сотрудничество университета со школой: сердцевиной подготовки учителя становится практика. В школе студент решает задачи, которые ставит перед ним профессор, а к профессору он возвращается с проблемами, которые поставила перед ним школа: конкретный ребенок, родитель, учитель. Сегодня на эти вопросы бывает не так-то легко отвечать и учителю-профессионалу, и профессору вуза. Сегодняшняя школа сама не всегда может ответить на вызовы, обращенные к ней обществом. Профессор, учитель и студент вместе строят новую школу.

Педагогический университет готовит школьного учителя, который должен виртуозно владеть школьной программой. Выпускники должны на пять с плюсом знать то, чему будут учить в школах. Это выглядит очевидным, но в последние десятилетия педагогический вуз часто рассматривался как ухудшенный вариант классического университета, где упрощают университетские курсы. Нельзя ограничивать способного студента только школьным материалом. Он должен знать больше, чтобы увлечь своих учеников предметом, дать толчок к дальнейшему образованию и будущей профессии, помочь подготовиться к олимпиадам и конкурсам. Методология предметной области и методика преподавания предмета осваиваются параллельно с предметным содержанием и практической работой в школе. Уже упомянули практику. Психолого-педагогический компонент содержания программ выстраивается с опорой на практику, за счет этого формируется целостное представление студента о ребенке, процессе его учения и взросления, формирования личности. Наконец, общекультурный компонент высшего образования, предусмотренный федеральным стандартом (например, изучение иностранного языка и, что более важно, развитие квалифицированного владения русским), основы духовно-нравственной культуры совершенно необходимы будущему учителю.

Сегодня в вуз стоит очередь директоров лучших школ, желающих получить лучшего выпускника

Подготовка педагога невозможна без исследований и творчества, которые становятся важнейшими элементами жизни каждого человека и его общего образования. Будущий учитель физики включается в исследовательский проект по физике, историк едет в археологическую экспедицию и так далее.

Образовательный процесс в университете, критерии его успешности, его экономика ориентированы на результат для студента, а не на затраты времени профессора. При этом необходим постоянный анализ хода обучения, итоговая оценка за курс суммирует все достижения студента, и экзамен - лишь одно из них. Учеба - это постоянное взаимодействие студентов не только с преподавателями, но и друг с другом: студенты старших курсов участвуют в обучении первокурсников. Существенно и освоение студентом матетики - науки, искусства и технологии учения, наблюдение и осмысление им собственного учения. Время каждого студента в университете должно расходоваться эффективно. Он должен уметь планировать свою самостоятельную работу, знать свои сильные стороны и ограничения.

В основе современной педагогики лежит фундаментальная наука - когнитивные исследования. Это прежде всего элементы культурно-исторической теории Льва Выготского, портрет которого украшает сегодня корпус МПГУ на проспекте Вернадского, и переулок Выготского в историческом кампусе университета на Пироговке. Особенно важно понятие зоны ближайшего развития ребенка, анализ влияния межличностного взаимодействия на процесс учения, изменений в психических процессах, диктуемых развитием информационно-коммуникационных технологий.

Неотъемлемой частью образования является воспитание. Студенты участвуют в управлении университетом и в самоуправлении, включены в общественную жизнь и во взаимодействие с важнейшими сообществами, будь то Российское движение школьников или традиционные религиозные конфессии.

Еще один принцип педагогического образования - погружение в информационную среду, позволяющую не просто учиться на расстоянии, но и фиксировать, анализировать все, что происходит в образовательном процессе. В частности, на практику в школу приходят два студента - один работает с детьми, а другой записывает на видеокамеру то, что происходит, потом они меняются ролями. Записи занятий размещаются в закрытом разделе информационной среды и обсуждаются с преподавателем. Там же размещаются и все видеозаписи лекций, все выполненные студентами задания, в том числе и на практике, отзывы на них и т.д. Благодаря современным информационным технологиям школа и вуз сегодня могут и должны быть прозрачны.

Далеко не все выпускники педагогического образования получат работу учителя - сегодня там есть места только для лучших. И школы, и регионы имеют возможность заказывать себе подготовку таких специалистов. Именно лучшие получат рекомендацию от педагогического университета, к которой прилагается цифровой портфолио, включающий избранные видеозаписи практической работы студента. Посмотрев эти видеозаписи, директор школы сразу поймет, хорошо ли выпускник умеет работать с детьми. Учебные работы самого студента, образцы его взаимодействия с преподавателями дадут директору представление о предметной подготовке выпускника. И сегодня в вуз стоит очередь директоров лучших школ, желающих получить действительно лучшего выпускника, хотя формально вакансий в школе нет. Зарплата хорошего молодого учителя уже выше средней по региону, в таких областях, как Ленинградская, Калининградская и другие, он получает жилье.

Те, кто учился хуже, чей портфолио не производит яркого впечатления, могут работать и на других должностях, в том числе в системе образования. Но они получают образование, как правило, даже более полезное в самых разных видах деятельности, чем в инженерном вузе или классическом университете, выпускники которых также далеко не всегда получают работу по узко понимаемой специальности. Мы видим свою задачу в том, чтобы не только дать студентам ремесло в руки, то есть научить учить, но и в наибольшей степени подготовить их к жизни в современном обществе, научить учиться, воспитать патриотами своей страны, сделать все возможное, чтобы они добились успеха в жизни.

Современная модель подготовки педагога возникла не на пустом месте, она является продолжением лучших традиций российского и советского педагогического образования. Сегодня учителя, например, химии и биологии, русского языка и литературы, готовят пять лет, как это было и пятьдесят лет назад. Но при этом используются все дополнительные возможности для повышения качества, которые дают нам современные технологии. Более того, работающий учитель может поступить в магистратуру, где он достигает, например, принципиально нового уровня подготовки для работы с теми или иными особыми категориями детей. Те же технологии сегодня открывают и принципиально новые возможности для снижения нагрузки преподавателей, повышения оплаты их труда и эффективности работы. Это становится возможным, в частности, за счет использования открытых образовательных ресурсов. Все больше выпускников МГУ и других классических университетов также приходит в школы.

Разумеется, решены еще не все проблемы. Сложнейшая из них - кадровая. Труднейшие для общеобразовательного и педагогического образования десятилетия не прошли бесследно. Но изменения начались и идут, от порочного круга упадка мы перешли к спирали возрождения: лучше учим будущих учителей, лучшие выпускники идут в школы, чтобы готовить лучших абитуриентов для системы педагогического образования, а в вузы приходят молодые талантливые преподаватели.