Правила таковы, что особые пассажиры должны информировать авиакомпании о своих обстоятельствах заранее. Но далеко не всегда такие предупреждения срабатывают. Поэтому первое, о чем говорили авторы инициативы, это необходимость унификации перечня документов, оформляемых для перелета. Второй момент - изменение правил продажи и регистрации авиабилетов: должна появиться опция, позволяющая сразу учесть потребности пассажира. Наконец, нуждаются в уточнении и правила сопровождения инвалидов родственниками, и порядок провоза колясок и прочего оборудования.
"Ситуация с перевозкой инвалидов авиатранспортом за последние годы улучшилась, представители ВОИ и ОНФ активно взаимодействуют с минтрудом и минтрансом, - сказал "РГ" глава Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко. - Человеку с инвалидностью абсолютно безразлично, какая авиакомпания его везет - стандарты доступности должны быть одинаковы у всех. Да, такой стандарт будет накладывать некоторые обязанности и на самих инвалидов, но это является общепринятой международной практикой".
Глава фонда поддержки инвалидов "Сила Духа" Александр Шлычков предлагает смотреть на проблему шире: несправедливые ситуации случаются не только в аэропортах. Эксперт напомнил о недавнем случае в Ульяновске, когда отцу мальчика, неспособного сидеть, инспекторы ГИБДД выписали штраф за отсутствие в машине детского кресла. "Правила перевозки детей-инвалидов в автомобилях тоже не доработаны, ведь для них общий закон просто не действует, - отметил Шлычков. - Что касается авиаперелетов, было бы полезно предусмотреть специальные поля для отметки о состоянии здоровья при оформлении авиабилетов".
Разумеется, нужен компромисс. Ведь, ограничения по отношению к малоподвижным пассажирам авиакомпании вводят не из вредности, а по соображениям безопасности: случись что, экипаж обязан экстренно эвакуировать всех пассажиров.