Разрабатывается законопроект при поддержке Палаты молодых законодателей при Совете Федерации. А обратили внимание на правовую проблему в Законодательном собрании Свердловской области. Как рассказывает депутат регионального парламента Михаил Зубарев, сегодня полиция вправе помогать врачам в доставлении в психбольницы только тех граждан, в отношении которых есть решение суда о принудительном лечении. Когда нет судебного решения, полиция бессильна. Разбираться с больным - дело медиков. Если человек не хочет связываться с медициной и вообще уклоняется от лечения, его право. Заставить лечь в психушку может только суд. Теоретически такие правила должны защитить здоровых людей от произвола. Чтобы какой-нибудь недовольный гражданин не смог выставить своего соседа безумцем и, сговорившись с врачами, упрятать того в палату N6. Однако опасна и другая крайность: когда ничего нельзя сделать с безумцем, которого злые голоса в голове зовут к топору.
"На практике лица, страдающие психическими заболеваниями, отказывающиеся проходить лечение, не получают вовремя квалифицированную медицинскую помощь, в ряде случаев, в период рецидивов, совершают общественно-опасные деяния, подвергая опасности свою жизнь и жизнь окружающих, - говорит Михаил Зубарев. - Госпитализация таких больных происходит уже после совершения противоправных деяний, которые, в случае согласованности действий, можно было предотвратить, сохранив жизнь и здоровье".
Иными словами, срабатывает классическое правило: "вот убьет, тогда приходите". Что бывает, когда медицина оказывается бессильна из юридических процедур, рассказывает лента новостей. Недавно в Химках страдающий "психическим расстройством шизоидного типа" и ранее судимый за попытку убийства 26-летний мужчина напал с ножом на свою мать и ее гостью. А в Нижнем Новгороде страдающий шизофренией гражданин убил и расчленил свою мать, беременную жену и шестерых детей. Можно ли было предотвратить этот ужас? Действительно ли юридические барьеры сегодня дают волю безумцам?
Некоторые юристы не согласны с таким взглядом. "Это искусственная проблема, - сказал "РГ" адвокат Виктор Паршуткин. - Не так уж и часты случаи по-настоящему буйных пациентов. Но сотрудники (санитары) психиатрических учреждений справляются с ними, они обучены этому. Зачем нужно привлекать полицейских? Если предполагаемый больной кого-то оскорбил или избил, угрожает кому-то, ломает чужое имущество, то к нему должны быть применены те же методы, как и к хулиганам. В этом случае следует на подмогу вызывать полицию. Никакого нарушения прав разбушевавшегося мнимого или действительно больного в этом случае не будет".
Однако, по словам сторонников предложения, сигналы с мест говорят о другом. По словам экспертов, если психически больной человек противоправных действий не совершал, то инициаторами обращения в суд в основном должны выступать родственники. На практике семья не всегда готова к такому непростому шагу, особенно в маленьких городах, что объяснимо. Если же человек, страдающий психическими заболеваниями одинок, то зачастую обращаться в суд просто некому. Получается, что в период обострения или припадка принять меры до того, как случилась беда, просто некому. Неужели правильно, что полиция должна в таких ситуациях ждать, пока прольется чья-то кровь?
"Сложилась ситуация, при которой полицейские не имеют права оценивать состояние здоровья человека без медиков, а медики не могут госпитализировать буйного больного без полицейских, - говорит председатель Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Виктор Конопацкий. - С основными трудностями сталкиваются в рамках профилактической работы, решение которых лежит во взаимодействии министерств".
По замыслу в экстренных ситуациях полиция поможет медикам доставить человека на профилактическое лечение, причем о долгой госпитализации речи нет. Иногда дело может вообще ограничиться амбулаторным приемом. Главное - снять обострение. В свою очередь один из разработчиков проекта, Михаил Зубарев, согласен с тем, что у предложения есть минус (и это мягко сказано): угроза принудительной доставки для лечения здорового человека. Но проблема, по его мнению, решаема. "При вынесении решения суд опирается на медицинское заключение, которое готовится теми же медицинскими работниками, - говорит он. - Возможно, в случае принятия предлагаемых поправок в закон о полиции, предусмотреть порядок вынесения коллегиального решения медицинскими работниками о необходимости лечения, предусмотрев ответственность за ошибочный диагноз".