Поделиться

Калининградские власти предложат бизнесу уникальные преференции

Калининградская область, где 20 лет назад появилась первая в стране особая экономическая зона (ОЭЗ), вновь планирует стать экспериментальной площадкой по тестированию механизмов поддержки бизнеса.

В регионе разработали поправки в действующий федеральный закон о калининградской ОЭЗ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие российские законодательные акты. Этот пакет документов, названный новым законом о Калининградской области, должен дать бизнесу самого западного российского региона уникальные преференции. Некоторые льготы перешли в калининградский законопроект из других законодательных актов, некоторые не имеют аналогов в нашей стране. Об инвестиционной привлекательности российского эксклава мы беседуем с временно исполняющим обязанности вице-премьера Калининградской области Александром Шендерюком-Жидковым.

Александр Владимирович, в какой стадии находится работа над законопроектом?

Александр Шендерюк-Жидков: В завершающей. Документ не только разработан, но и направлен в правительство РФ. Более того, его рассмотрели основные федеральные министерства. Сейчас идут согласительные комиссии на уровне заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака. В рамках этих мероприятий вице-премьер и премьер-министр РФ либо поддержат все наши предложения, либо отправят некоторые из них на доработку.

Нельзя предсказать, каковы будут результаты работы комиссий. Но очень важно, что минэкономразвития РФ, которое вместе с правительством Калининград-ской области является соинициатором принятия законопроекта, поддержало нас практически по всем пунктам. С его стороны есть всего два замечания, и они носят скорее технический, а не принципиальный характер. А ведь именно Министерство экономического развития отвечает в правительстве РФ за повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов, именно к нему больше всего прислушивается кабмин, когда вопрос касается региональных инициатив.

Некоторые предложения нового закона о Калининградской области показались мне весьма смелыми. Это и нулевая ставка НДС для компаний, выполняющих определенные работы и оказывающих определенные услуги на территории региона, и многократное снижение ставок взносов в страховые фонды, и многое другое. Почему именно калининград-ский бизнес должен получить эти преференции?

Александр Шендерюк-Жидков: С одной стороны, необходимо понимать, что наш регион - это форпост, "парадная комната" нашей страны в Европе. Многие иностранные инвесторы оценивают инвестиционные возможности Россий-ской Федерации исходя из экономической и инвестиционной привлекательности Калининград-ской области. Так почему бы именно здесь не тестировать новые для нашей страны механизмы поддержки бизнеса?

С другой стороны, особое географическое положение региона сопряжено для предпринимателей не только с особыми возможностями, но и с особыми трудностями. Товар, произведенный в Калининградской области и следующий в "большую Россию", пересекает три границы, калининградская продукция подвергается особому таможенному контролю. Все это накладывает определенный отпечаток на работу бизнеса и усложняет нашу предпринимательскую активность. Поэтому общая задача и правительства Калининградской области, и правительства РФ - нивелировать эти проблемы, сделать так, чтобы трудности не пугали инвесторов.

Разработка законопроекта началась осенью прошлого года. Ее инициировал врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов, тогда он еще находился в должности вице-премьера. Минэкономразвития РФ вынесло предложение калининградского правительства на уровень президента, который лично поддержал эту инициативу, поручил в кратчайшие сроки подготовить закон и направить его в Госдуму.

За год регион проделал большую работу. В разработке документа, помимо правительства области, принимали участие представители практически всех ассоциаций бизнеса, крупных калининградских компаний, вузов, таких как Балтийский федеральный университет имени Канта и Калининградский государственный технический университет. Кроме того, были привлечены специалисты ведущих институтов страны. Так, одним из разработчиков закона является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Если я правильно поняла, калининградский документ имеет что-то общее с федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ".

Александр Шендерюк-Жидков: Вы правы, льготы по социальным взносам действительно перекочевали к нам из ТОРов. Другое дело, что мы эту идею усовершенствовали. Если территория опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке ограничена определенными географическими рамками, то у нас льгота будет распространена на всю территорию Калининградской области. Кроме того, если инициатива обретет законодательную силу, процесс доступа к сниженным ставкам взносов в страховые фонды для калининградского бизнеса будет значительно упрощен.

Есть в законе и положения, аналогов которым нет в нашей стране. Это, к примеру, льготная ставка налога на прибыль для предприятий, которые покупают и продают свои товары за рубежом. Если наша инициатива будет поддержана правительством РФ и Госдумой, появится стимул для привлечения в Калининградскую область трейдерских компаний, а вместе с ними капиталов и высокопрофессиональной рабочей силы.

Вы сказали, что у особого географического положения Калинин-градской области есть как плюсы, так и минусы. Какие можно назвать плюсы с точки зрения бизнеса?

Александр Шендерюк-Жидков: Это, конечно же, возможности развития экспорта. Наш регион уже является одним из лидеров по поставкам продукции за границу в определенных отраслях. К примеру, в середине ноября в Сочи пройдет Всемирный зерновой форум. И правительство Калининградской области, которая стала вторым по величине экспортером зерна и масличных в РФ, приглашено на сессию по экспорту продовольственных товаров. То есть мы не только учимся экспортировать, но и передаем свой опыт другим российским регионам.

Однако говорить о том, что экспортный потенциал Калининградской области реализован в полной мере, разумеется, рано. Мы должны поддерживать наших экспортеров, помогать им формировать более конкурентоспособные предложения. Как это можно сделать? Один из работающих механизмов - государственное страхование рисков иностранного покупателя российской продукции. Это дает производителю возможность продать свой товар с отсрочкой, взять на себя риск потери платежеспособности клиента.

В России страхованием экспортных рисков занимается специальное агентство ЭКСАР, которое работает в одной группе с Российским экспортным центром (РЭЦ). В Калининградской области механизм пока используют отдельные компании. В ближайшее время мы планируем сделать эту практику более популярной. Стимулом для внедрения системы страхования рисков и других новых механизмов поддержки экспортеров станет открытие представительства Российского экспортного центра в Калининграде. Кстати, это один из первых филиалов в стране.

Крупным иностранным инвесторам, планирующим создавать в области точки экспорта, мы также готовы предлагать особые условия локализации производства, готовы помогать их поставщикам наладить здесь выпуск компонентов.

В апреле этого года перестал действовать ряд таможенных и налоговых льгот первого закона о калининградской ОЭЗ. Вместо льгот предприятия могут претендовать на субсидии, равные объему дополнительно понесенных расходов. Как бы вы оценили работу нового механизма распределения субсидий?

Александр Шендерюк-Жидков: С одной стороны, сейчас можно без сомнений сказать, что механизм функционирует. По состоянию на начало ноября калининград-ские предприятия получили финансовую помощь на общую сумму около 19 миллиардов рублей. Люди, критикующие процедуру распределения субсидий, говорят, что основным выгодоприобретателем стал производитель автомобилей "Автотор", и это действительно так. Но необходимо понимать, что дополнительные расходы, которые понес "Автотор" после отмены таможенных и налоговых льгот, несопо-ставимы с расходами других калининградских производителей. И получателей субсидий, помимо автомобильного холдинга, достаточно много, их число переваливает за сотню. Это предприятия пищевой переработки, полиграфии, производители бумаги, текстильных и пластмассовых изделий и так далее. Все они отладили процедуру подачи документов. И я ни разу не слышал, чтобы компания не получила субсидию, когда были соблюдены все необходимые условия, или были какие-то задолженности, задержки при перечислении средств.

С другой стороны, есть сложности, которые мешают предпринимателям адаптироваться к новому финансовому режиму. В первую очередь они связаны с необходимостью проводить так называемую идентификацию товаров. Чтобы вывезти продукцию, произведенную в Калининградской области, в другие регионы России, компании должны предоставить информацию о происхождении каждого элемента товара, каждого болтика, винтика, коробки. А без идентификации невозможно вывезти товар, заплатить таможенные пошлины, а потом вернуть эти пошлины в виде субсидий.

Мы понимаем, что контрольные органы должны проверять, из какого сырья произведен товар в Калининградской области, каким образом выполнена норма достаточности переработки, что этот процесс является объективной необходимостью. Но мы настаиваем, что сами процедуры можно упростить, выполняя при этом все контрольные требования нашей страны и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Подобные предложения правитель-ство Калининградской области разработало при поддержке ключевых федеральных экспертов в области таможенного законодательства. Мы очень надеемся, что эти предложения найдут свое отражение в итоговой редакции нового Таможенного кодекса ЕАЭС и существенно облегчат работу калининградскому бизнесу.

Поговорим о втором законе о калининградской особой экономической зоне. В марте текущего года вступило в силу решение о снижении минимального порога инвестиций, необходимых для включения предприятия в реестр резидентов ОЭЗ. Для проектов, направленных на развитие приоритетных секторов экономики региона, входная планка опустилась со 150 миллионов до 50 миллионов рублей. Увеличилось ли число резидентов благодаря этому нововведению?

Александр Шендерюк-Жидков: Резидентов действительно стало больше. Если в прошлом году такой статус получили 8 компаний, за январь-сентябрь текущего года - уже 24. Но я бы не хотел делить инвесторов на тех, чей минимальный порог составил 150 миллионов рублей, и тех, кто попал под сниженную планку в 50 миллионов. Мы одинаково рады всем компаниям, которые готовы создавать в Калининградской области производ-ства, рабочие места.

Конечно, снижение минимального порога инвестиций отчасти отразилось на увеличении числа резидентов. Но еще большую роль, как мне кажется, сыграла планомерная работа регионального правительства. Я это говорю не для того, чтобы себя по-хвалить, я в правительстве работаю считанные недели. Но раньше я трудился в крупных калининградских бизнес-структурах и могу сказать, что в регионе к инвесторам относятся крайне бережно.

Кстати, на днях мы встречались с представителями двух очень крупных немецких корпораций. И мы видим, что европей-ские инвесторы продолжают интересоваться Калининградской областью, несмотря на санкции и политическую ситуацию. Наш регион интересен иностранному бизнесу и как своеобразный трамплин для выхода на российский рынок, и как площадка, позволяющая благодаря слабому рублю удешевить производство.

Мы очень надеемся, что уже действующие и разрабатываемые механизмы поддержки бизнеса позволят нам, с одной стороны, привлечь в регион новых инвесторов, а с другой - поддержать производителей, уже работающих в нашей области.

Справка "РГ"

В единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области по состоянию на начало ноября включено 125 инвестиционных проектов с общим объемом заявленных инвестиций порядка 95 миллиардов рублей. Больше половины от этой суммы приходится на проекты в сфере обрабатывающей промышленности, четверть - на транспортно-логистические проекты. Численность сотрудников на предприятиях-резидентах ОЭЗ в Калининградской области при выходе на проектные мощности оценивается в размере более 22,9 тысячи человек.