В нем приняли участие вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов, министр развития инфраструктуры региона Елена Дятлова, представители российских авиакомпаний и аэропорта Храброво. Основной повесткой дня стал вопрос транспортной доступности самого западного региона страны. Заместитель главы Росавиации Олег Клим порекомендовал авиаперевозчикам субсидировать рейсы в Калининград из других городов ЦФО. Сегодня субсидии действуют только на перелеты из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург. Если другие направления добавят в маршрутную сеть, они тоже будут субсидироваться из федеральной казны. Выбирать города, из которых должны отправляться лайнеры, авиакомпании станут самостоятельно, проведя необходимые экономические подсчеты. По предварительным оценкам, огласить планы перевозчиков должны до конца года.
Сейчас порядок субсидий действует только в высокий сезон - с мая по октябрь. Правительство РФ субсидирует стоимость билетов с 2011 года. В этом году билеты по сниженным тарифам приобрели 170 тысяч пассажиров. Однако даже в 2015 году этой программой воспользовались куда больше пассажиров - 205 тысяч. Стоимость перелета в одну сторону из Москвы составляет 3,8 тысячи рублей, из Петербурга - 3,5. Дотации составляют соответственно 2,3 и 1,8 тысячи рублей. Всего на программу субсидирования в казне было зарезервировано 462 миллиона рублей, но из этой суммы перевозчики смогли освоить только 50 миллионов.
Ранее врио губернатора Антон Алиханов сообщал, что перевозчики не использовали более 100 миллионов рублей субсидий на льготные билеты.
- Мы донесли до Дмитрия Козака в письме эту ситуацию. То, что творилось с ценами на авиабилеты летом, и то, что выделенные деньги не потратили, - это позорище! Надеюсь, что это не злоупотребление и есть объективные причины, - заявлял Алиханов.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Росавиация и порекомендовала компаниям к 2017 году разработать комплекс мер по исключению услуг по-средников при продаже субсидируемых билетов. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Одной из таких мер может быть продажа билетов по льготной цене через официальные сайты авиакомпаний. Механизмы таких продаж уже разрабатываются, пояснили в агент-стве.
Интересно, что в этом сезоне, по словам самих калининградцев, из-за высоких операционных затрат авиакомпании нередко не пускали в продажу дотируемые билеты в высокий сезон, оставляя их до даты окончания программы. В результате пассажиры вынуждены были приобретать билеты в 2,5 раза дороже. В высокий сезон их стоимость иногда достигала 70 тысяч рублей туда и обратно. Ситуацию также осложнили посредники, которые зачастую перепродавали льготные билеты по завышенной стоимости. Калининградцы невесело шутили, что за эти деньги можно купить старенькое авто и на нем до-браться до "большой России". Правда, ехать бы пришлось через территорию Литвы, что сопряжено с необходимостью получения визы.
Как считает председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Рос-транснадзора Олег Смирнов, чтобы ситуация не повторилась в следующем году, необходимо скорректировать правила предоставления субсидий по программе льготных авиаперевозок на калининградском направлении.
- На будущее - авиакомпании, которые желают пользоваться бюджетными деньгами, следует обязать перевозить в Калининград и из Калининграда определенное количество пассажиров в определенные месяцы, - подчеркнул Олег Смирнов. - А контрольные органы - должны более жестко следить за тем, как перевозчики исполняют взятые на себя обязательства, требовать возврата субсидий, если условия по транспортировке определенного числа пассажиров были нарушены. Авиаперевозки для жителей Калинин-градской области - это не роскошь и не прихоть, а необходимость. Решение о том, чтобы включить российский эксклав, оторванный от других россий-ских регионов, "зажатый" между государствами Евросоюза, в программу субсидирования авиаперевозок, приняло руководство страны. И необходимо сделать так, чтобы жители эксклавной области могли в полной мере воспользоваться своим правом на льготные бюджетные авиаперевозки.
По мнению других экспертов, принятые меры будут гораздо эффективнее, если изменить сроки дотации программы с высокого на низкий, зимний сезон, что позволит авиакомпаниям более эффективно распределять пассажиропотоки. Однако захотят ли туристы летать в Калининградскую область зимой, так же активно, как летом, непонятно.