Например, вчера группа российских офицеров побывала в штабе авиационного командования Лапландии, которое базируется в финском городе Коркаловаара. Начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности РФ Сергей Рыжков сказал корреспонденту "РГ", что эта командировка организована в рамках Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности.
Цель однодневной поездки наших военных в соседнее государство вполне укладывалась в предусмотренную документом процедуру - проверить информацию о военных силах и планах финских генералов по развертыванию основных систем вооружения и техники. В Коркаловааре инспекторам из России не только показали авиационный штаб, но и подробно доложили, чем занимаются местные военные, каким боевым арсеналом они пользуются в мирное время.
Напомним, что государства, подписавшие пять лет назад Венский документ, официально согласились на то, чтобы зарубежные контролеры время от времени проверяли, не занимаются ли воинские части чем-то таким, что может нести угрозу соседним странам. Международные инспекторы имеют право не только посещать чужие гарнизоны, но и беседовать с солдатами и офицерами. На заключительном этапе принимающая сторона организует для инспекторов брифинг. Речь, конечно, не о встрече с журналистами. Хозяева и гости садятся за один стол и вместе анализируют все увиденное и услышанное. Если контролеры заметили какие-то нарушения международных обязательств у принимающей стороны, они на них указывают. А хозяева дают свои комментарии. По возвращении домой инспекторы готовят подробный отчет для ОБСЕ.
С аналогичной целью, но только не на земле, а в воздухе действуют сейчас три группы контролеров, работающих по международному Договору "Открытое небо". Одна российская миссия на оборудованном средствами визуального наблюдения и фиксации самолете Ан-30Б барражирует над Грецией. Нашему "Антонову" разрешено стартовать с аэродрома Неа Анхиалос, пройти по заранее утвержденному в Афинах маршруту не более 1010 километров и снимать по пути все местные гарнизоны, а также передвижения войск и кораблей. Запрета всего два. Инспекторам нельзя приземляться вне заранее оговоренной "точки" и использовать видео- и фотоаппаратуру, о которой не оповещены хозяева. За этим на борту следят представители принимающей стороны.
Вторая группа российских инспекторов сейчас летает и снимает некоторые военные объекты США. Для этого используется специальный Ту-154М Лк-1, который временно базируется на аэродроме открытого неба Тревис в штате Калифорния. Максимальную дальность его совокупного маршрута в Пентагоне ограничили 4250 километрами. Поскольку российская инспекция продлится до 19 ноября, вылетов будет несколько. Но все они начнутся и завершатся именно на Тревисе.
А американские военные в свою очередь имеют возможность увидеть и зафиксировать с воздуха ряд наших армейских и флотских объектов в некоторых районах Дальнего Востока. Их визуальный контроль и съемку инспекторы США под присмотром хозяев проводят с борта самолета ОС-135Б. На маршрут он уходит с аэродрома Новый в Хабаровске. Туда же и садится.