Казалось бы, через день можно ходить по собеседованиям, а когда на улице дождь, отвечать на вопросы в Интернете и нормально зарабатывать. Но и тут есть свои нюансы: где-то требуют не участвовать в других опросах по полгода, где-то берут только своих, а где-то нужно владеть как минимум трехлетним "Мерседесом", так что на поверку все не так "шоколадно", как кажется на первый взгляд. "Российская газета" разбиралась, можно ли на опросах реально заработать и зачем компании тратят столько денег на их организацию, если потребители отвечают в основном "от балды".
Согласно оценкам экспертов, объем исследовательского рынка России составляет 14 миллиардов рублей. Заказывают опросы, как правило, компании, работающие на высококонкурентных рынках - товары ежедневного спроса (косметика, продукты), услуги, ретейл, банки, автодилеры, страховщики и т.д.
Исследования помогают получать информацию о своем продукте и о потребителе, обо всех изменениях, которые происходят с брендом и в потребительском поведении. "Для крупных, международных компаний исследования - это как гигиена. На Западе без результатов исследований не принимаются решения о выводе новых продуктов, запуске рекламных кампаний, смене упаковки, - рассказал "РГ" Андрей Милехин, президент исследовательского холдинга "РОМИР", вице-президент Gallup International/WIN. - В России исследовательский рынок пока не настолько всеобъемлющий, но ведущие производители товаров и услуг постоянно изучают потребительское поведение, здоровье бренда, ситуацию на своих рынках и в конкурентном окружении, контролируют качество сервиса".
Исследование общественного мнения стоит достаточно дорого, начинается от 200-250 тысяч рублей. В зависимости от выбранной методики, числа респондентов и географии суммы могут значительно разниться. Кроме того, в случае использования метода фокус-групп в затраты нужно закладывать вознаграждение для участников углубленного опроса. "В среднем исследование по одному городу с количеством участников до 15 человек может стоить 200 тысяч рублей. При этом возможны дополнительные затраты, в случае если необходимо индивидуальное оформление отчетности, создание сопроводительных видеоматериалов. Суммы могут быть и выше, если приходится работать с субподрядными организациями", - говорит директор по связям с общественностью Parallels Дмитрий Смиркин.
Кроме того, стоимость проведения опроса для заказчика зависит от региона, сложности, накладных расходов, а также уровня агентства. "Стоимость, как правило, варьируется от длины анкеты и количества вопросов в ней, специфичности опрашиваемой области и доступности целевой аудитории. Например, если в целевую аудиторию входят только генеральные или только финансовые директора, то доступ к телу и возможность получить от них обратную связь будет ограничена, а соответственно и стоимость опроса - существенно дороже", - говорит Лилия Алеева, руководитель службы маркетинга ICL Services.
Опросы популярны у компаний, потому что позволяют достаточно точно услышать голос потребителя при сравнительно небольших затратах, считает Марина Ерскова, руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций компании Nielsen Россия: "Вместе с тем наряду с опросами растет популярность и других методов исследований - наблюдений, ай-трекинга, нейроисследований, path-трекеров. В кризис рынок немного просел, что стало логичным следствием сокращения маркетинговых бюджетов компаний".
В последнее время наблюдается все больший переход к онлайн-методам, которые и быстрее, и экономичнее. С другой стороны, клиенты хотят получать все более подробную и инсайдерскую информацию о своих потребителях, их стиле жизни, покупках, медиаокружении, интернет-поведении, отмечает Милехин.
Оплачиваемые опросы проводятся как офлайн (уличные опросы, опросы в местах продаж), так и онлайн. Существуют также и специализированные онлайн-сервисы, где можно участвовать в качестве респондента в различных опросах на постоянной основе и получать вознаграждение на виртуальный счет.
"Цели подобных исследований различны: изучение потребительских предпочтений, оценка лояльности потребителей, вывод на рынок нового продукта, оценка узнаваемости бренда, эффективности рекламной кампании, - говорит Нина Жукова, эксперт по эффективному маркетингу, преподаватель кафедры маркетинга и международного менеджмента УрГЭУ. - В качестве вознаграждения, как правило, используется либо определенная сумма денег, либо небольшой подарок. Сумма денежного вознаграждения для респондента в среднем варьируется от 300 до 5000 рублей в зависимости от сложности и продолжительности опроса".
"Однажды я выступал в качестве участника фокус-группы, - рассказал Дмитрий Смиркин. - Мы тестировали для российского рынка новый бренд мужской одежды. Заказчика интересовало восприятие нового бренда и эмоциональные характеристики, которые он вызывает. После четырех часов работы я получил не только опыт, позитивные эмоции, но и 1500 рублей".
Для респондента это вполне доходное занятие - за два-три часа разговоров платят 2000-4000 рублей, а за то, что приехал и тебе отказали (оказался в запасе), - около 1000 рублей. Правда, сами опрашиваемые относятся к опросам скептически. "На мой взгляд, все эти опросы малоэффективны для самого заказчика, - рассказала "РГ" постоянная участница опросов Екатерина. - Все это кажется профанацией с самого начала. Видимо, должны набираться люди с улицы. Но обычно приходят те, кто состоит в списках у рекрутеров и постоянно ходит на такие опросы".
Посещать одну компанию можно не чаще, чем раз в полгода. Рекрутер долго инструктирует, как правильно заполнить анкету. "Например, ты не должен работать в сфере пиара или рекламы, должен получать высокий доход и делать что-то, подходящее заказчику опроса. Например, пить газировку раз в месяц. Или любить определенный шоколад. Хоть это и неправда", - отмечает Екатерина.
Сам процесс опроса тоже далек от идеала. Набирается группа из 7-10 человек, создается некое общество. Цель ведущего опроса - выявить, что вы думаете на самом деле о продукте или рекламе. "Но по факту получается так, что люди красуются друг перед другом. Если находится человек с лидирующими качествами, то многие соглашаются с его мнением, не выдавая собственных мыслей. Таким образом группа сходится на одной мысли, хотя по-настоящему так могут и не все думать. Также многие не слышат ведущего. Например, сегодня он просил не цепляться к тексту, а представлять идею будущей рекламы - поддерживать ее или нет. А в итоге все говорили, какие плохие слова, которыми изложена идея, подобраны", - сообщила собеседница "РГ".
"Ходила на опрос по кофе, - продолжает другая участница опроса Елена. - Требовался средний класс, я долго рассказывала про то, где люблю отдыхать в Испании, хотя была там всего один раз. Проверить ответы невозможно, а выглядеть белой вороной на фоне тех, кто распинался про красоты европейских курортов, не хотелось. Хотя при чем тут кофе, я так и не поняла. За два часа получила 1800 рублей".
Есть опросы и за 10 000 рублей в день. Правда, в основном на них требуются топ-менеджеры, владельцы дорогих автомобилей или больших загородных домов. Обмануть не получится, просят предоставить документы на машину или недвижимость. Другой вариант "дорогих" опросов - исследования с домашним заданием. Например, нужно пользоваться неделю определенным кремом или средством для мытья посуды и описывать свои впечатления (в блоге или просто в анкете). Иногда, кстати, предполагается и домашний визит. А еще есть суперпопулярные нейроопросы. "К голове датчики прикрепляют и рекламу показывают. И говорить ничего не надо. Сидишь, смотришь, потом деньги дали, ушел", - резюмирует Екатерина.
Стоит ли участвовать в оплачиваемых опросах? Да - если у вас есть свободное время и желание потратить его с пользой, при этом немного заработав. Нет - если вам не нужны деньги и не важно качество покупаемых товаров и потребляемых услуг.