Виктор Евтухов: Наша задача - привлечь на рынки профессиональных торговцев

Число продовольственных рынков стремительно сокращается. Вдохнуть в рынки новую жизнь собирается Минпромторг совместно с регионами. План их спасения уже подготовили Санкт-Петербург, Волгоградская, Ростовская, Вологодская и Томская области. Они предложили программу реформирования закона о рынках, принятого в 2006 году. Подробности "РГ" рассказал статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Виктор Леонидович, когда начнется реформирование законодательства о рынках?

Виктор Евтухов: Поправки в законодательство будут подготовлены в первом полугодии 2017 года. Они упростят работу по созданию рынков, ликвидируют избыточные требования к управляющим компаниям, простимулируют интерес к рынкам со стороны производителей и торговли.

Любой человек в городе должен иметь под боком небольшой постоянно действующий рынок. На Западе, например, цена жилья зависит от того, есть ли поблизости рынок или нет. Если нет - квартиры дешевле. Рынки формируют комфортную городскую среду, делают ее живой и интересной. Именно рынки, а не торговые центры и супермаркеты давно стали изюминками, туристическими доминантами многих европейских городов.

А у нас?

Виктор Евтухов: У нас статистика неутешительна: с 2006 по 2015 год доля рынков в розничной торговле по России снизилась с 20 до 8 процентов, а количество торговых мест в 3 раза. Часть из бывших рынков перешла в так называемые форматы "торговых рядов" и им подобных, чтобы уйти от чрезмерно жестких требований закона. Большинство рынков закрылись.

В среднем по России сейчас 1,3 торговых места на 1000 человек. А еще в 2010 году было 2,1. То есть всего 6 лет назад - на 60 процентов больше.

Норматив по количеству торговых мест на продуктовых рынках выполняется только в 23 регионах. А ведь Россия исторически всегда была страной с богатейшими ярмарочными и рыночными традициями. Нам нужно возвращаться к этой культуре.

Много вопросов к избыточным требованиям к рынкам. От каких предлагается отказаться?

Виктор Евтухов: Основная проблема - максимум обязанностей управляющих рынками компаний при минимуме прав. Например, сейчас в торговых центрах управляющая компания не несет ответственности за арендаторов. На рынках же обязана обеспечивать соблюдение продавцами требований законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это при том, что управляющая компания не обладает контрольными полномочиями, а торгуют на рынке независимые предприниматели.

Из необъяснимых запретов - управляющим компаниям запрещено закупать оптом товары для продажи на этом же рынке. Почему - непонятно. А если хозяин рынка захочет поставить бабушку со своим укропом вне плана, управляющую компанию за это могут крупно оштрафовать.

По действующему закону рынки можно открывать только на основании плана, который утверждают региональные власти. Вопрос - если земельный участок по закону выделен для торговли, а предприниматель намерен открыть рынок, почему он должен еще просить разрешение? Даже если рядом есть еще рынок, тем же лучше! Выше конкуренция, разнообразнее ассортимент, ниже цены.

Стабильные каналы

Зачем план размещения торговых мест на рынках нужно согласовывать с множеством органов?

Виктор Евтухов: Это еще одна проблема - закрепление в законе максимального срока, на который могут быть предоставлены торговые места на сельскохозяйственных рынках - не более трех месяцев. Это, как вы понимаете, не создает стабильных каналов сбыта для производителей. А ведь производитель должен быть уверен в том, что те торговые точки, которые у него закупают товар, будут работать стабильно. Корову нужно доить и производить творог из этого молока не три месяца, а постоянно.

Поправки в закон о рынках учтут приоритет сельхозпроизводителей? Бабушек с укропом?

Виктор Евтухов: Вопрос некорректный. К слову, это скорее исключение, что торговать на рынках должны сами производители. Торговать должны те, кто умеет торговать, а производить - те, кто умеет производить.

В Европе, где рыночная и ярмарочная торговля очень развиты, большинство торговцев - это все же не производители, а мелкие предприниматели, которых мы почему-то презрительно называем перекупщиками. Вся экономика и производство держатся на этих перекупщиках. Задача государства - сделать так, чтобы мелких профессиональных торговцев на рынке становилось больше. Тогда они смогут с выгодой для себя и для населения договариваться с производителями.

В этом году правительство утвердило новые минимальные нормативы по числу торговых площадей рынков, магазинов шаговой доступности, киосков, других торговых точек.

Что это за нормативы и как они улучшат жизнь покупателей?

Виктор Евтухов: Нормативы учитывают численность населения и особенности территорий. Например, климат региона (юг или север) при создании рынков. Плотность населения при открытии магазинов шаговой доступности. Чем больше людей живет в городе, тем больше должно быть таких небольших магазинов в радиусе проживания для удобства покупателей, развития конкуренции, для снижения цен.

А как нормативы учитывают судьбу киосков?

Виктор Евтухов: Киоски, павильоны с продовольствием, овощами-фруктами, фастфудом, печатной продукцией - относятся к объектам нестационарной торговли. По продуктовым павильонам и киоскам базовый норматив составляет минимум 9 киосков на 10 000 жителей.

По идее, киосков должно быть больше в разы, так как это объективная необходимость для страны. За рубежом в городах исторически очень много небольших помещений (10-50 кв. м) на первых этажах, с витринами и выходом прямо на тротуары. Это стрит-ретейл, который создает удобную городскую среду.

Человек идет по улице вдоль витрин, может зайти в любой магазин, без каких-либо препятствий в виде крыльца или газона - вход прямо на уровне тротуара.

У нас этот "золотой стандарт" сохранился только в старых, дореволюционных частях городов. А 99 процентов всех наших городов лишены этого элемента. Советская застройка не предполагала торговли на первых этажах, кроме точечных булочных. Да и новостройки в большинстве своем не предполагают торговли на первых этажах. Отсюда и необходимость в киосках и павильонах, которые призваны восполнить стрит-ретейл.

Прочь из дома

Многие первые этажи в жилых домах выкупают коммерсанты под магазины при поддержке местных властей. Вроде бы с этим нет проблем?

Виктор Евтухов: Это вынужденная мера - занимать торговлей первые этажи жилых домов, перестраивая бывшие квартиры. По закону о торговле органы местного самоуправления обязаны развивать в отдалении от домов современные красивые павильоны с множеством мелких магазинов и кафе. Там комфортно работать малому бизнесу. Это не мешает жильцам.

Из таких павильонов можно делать целые галереи с непрерывным рядом витрин, что только украсит уличный дизайн. Примеры есть. Например, подмосковные Химки, где множество новых светлых и комфортных павильонов. Очень красивые галереи павильонов в Ялте. Мы предлагаем администрациям всех регионов присмотреться к такому опыту. Это адекватный и правильный путь в направлении развития российского стрит-ретейла.

Нельзя оставлять страну без малой торговли. Без нее невозможно представить себе ни один европейский, американский или азиатский город.

Можно ли потребовать от властей развития торговли в городах по новым нормативам?

Виктор Евтухов: Да, надо обращаться к органам местного самоуправления и региональным органам власти, курирующим торговлю. Правительство, устанавливая минимальные нормативы, говорит местным властям - вот, смотрите, это - минимум, ниже быть не должно. Ваша задача - превысить нормативы. По степени превышения правительство и будет оценивать качество работы власти. Это указано в разрабатываемых минпромторгом KPI региональных и местных властей в части торговли.