Новости

16.11.2016 21:57
Рубрика: Общество

Кто первый бросит камень

Зачем нужно помнить историю про грешницу, взятую в прелюбодеянии
"...разговариваете вы, верующие, на своем языке, и как нам бедным невоцерквленным вас понять? Вот я, человек ученый, но что означает это словечко "воцерквленный" так и не постиг".
 Фото: Поль Густав Доре Христианство отделяет грех от грешника. И ненавидя грех, не позволяет себе ненавидеть грешника.  Фото: Поль Густав Доре
Христианство отделяет грех от грешника. И ненавидя грех, не позволяет себе ненавидеть грешника. Фото: Поль Густав Доре

Фома Аристотельевич Аквинский-Майданов

И Вам, уважаемый, день добрый! Внутреннее, мистическое погружение в жизнь Церкви правильно называть "воцерковление". Со словом все просто: подобно тому, как Вы, Фома Аристотельевич, сконструировали себе имя из уже что-то означающих кубиков, так и термин "воцерковление" состоит из вполне осмысленных частей. Приставка "во-" обозначает вхождение, погружение внутрь, корень "церков" здесь - это "дом Божий", ну а суффиксы "лен-" подчеркивают то, что мы имеем дело с процессом, а не законченным действием - вспомним слова "обновление", "восстановление". Получается, воцерковление - это внутреннее, больше того, мистическое погружение в жизнь Церкви. Еще раз подчеркну, именно внутреннее, а не внешнее, когда человек не просто называет себя христианином, но живет этой жизнью, другой у него нет, и нормы, проповедуемые Церковью, становятся его нормами. Воцерковление - процесс длительный и сложный, как выздоровление.

"Г-жа Городова, открыл я твою статейку "Все про таинственную жизнь Церкви" и, наивный, думаю: наконец-то свет правды прольется на таинственную тему, откуда у попов "Мерседесы" да золотые кресты, с каких доходов они наедают свои животы? Но облом! Про бешеные бабки в церкви ты писать не стала - побоялась? Тогда уж хотя бы написала про бешеных бабок в церквях - про тех, что набрасывается на всех входящих. Тоже ведь тайна - откуда такие злобные берутся, если все твердят, что Бог - это любовь? Но, боюсь, и это тебе не по силам!"

Глеб Голубкин

Глеб Голубкин, не бойтесь! С тех пор, как я начала писать на религиозные темы, приходится регулярно отвечать не только за чужие животы и "Мерседесы", но и за все костры инквизиции разом. Хотя, слава богу, в последнее время все реже и реже: чем больше людей воцерковляется, тем меньше страшилок и замшелых мифов роится в наших головах. Что касается исчисления чужих денег, равно как чужих пороков, причем у кого бы то ни было - у священства, просто верующих, у неверующих, и даже у сугубых атеистов, не важно, - то, если позволите, поделюсь личным опытом. Когда у меня, грешным делом, появляется ярое желание обличить кого-либо, и какая-то неугомонная недобрая сила, поселившаяся вдруг во мне, начинает подогревать этот гнев, подстрекая идти на негодяев беспощадной войной, я, еще пылая негодованием и уже готовая выдавать на-гора гневные филиппики, обязательно жестко говорю себе: "Стоп!" Хоть на минуту, но торможу себя. Потом делаю глубокий вдох. Затем выдох. И дальше вспоминаю один знаменитый евангельский эпизод. Про то, как фарисеи привели на суд ко Христу грешницу, помните? Фарисеи поставили несчастную в центр и сказали: "Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?" Конечно, фарисеи при этом еще и испытывали Христа, они хотели найти повод обвинить Его, хоть в чем-то. Но Иисус, низко склонившись, что-то писал перстом на земле и не обращал на них внимания. "Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле". И вот загадка, вот вопрос: что Сын Божий писал?

Есть версия, что Иисус писал грехи обличителей, ведь Христос видит сердце человека. И дальше фарисеи, "услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши".

Так что, как говорится, дай бог со своими грехами разобраться, прежде чем на чужие реестр заводить. А еще надо помнить, что во время гневного кипения, особенно когда мы сами же его и подогреваем, наша душа приходит в губительное состояние, называемое в аскетике "хульное самовозбешение". "Хульное" - от слова "хула", то есть ругань. А "самовозбешение" - это накручивание себя, введение себя в бешенство и гнев. Хульное самовозбешение - состояние нездоровое и всегда разрушительное - в первую очередь для самого человека. Потакать ему, и уж тем более укореняться в нем, то есть делать его привычным, получать эмоциональную разрядку от своего кипения - просто пагубно.

Что до тех старушек, которые не всегда приветливы к вновь приходящим в храм, то само явление надо отнести к испытаниям (в Церкви говорят искушениям), которые могут встретиться тем, кто только начал свой путь к Богу.

Получая удовольствие от ярости при обличении чужих грехов, мы разрушаем свою душу

В Евангелии есть яркая притча, раскрывающая психологию прихода людей в Церковь. Иисус рассказывает о хозяине виноградника, который рано утром за динарий нанял себе работников. Потом хозяин выходил на торжище в три, в шесть, в девять и, наконец, в одиннадцать часов вечера, и каждый раз, набирая работников, говорил: "Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите". И когда вечером, в двенадцать часов, хозяин виноградника стал расплачиваться, то начал с последних - пришедшие около одиннадцати получили по динарию. Тут пришедшие в виноградник с утра решили: они-то получат больше. Но и они получили ту же сумму, и стали роптать. Тогда хозяин виноградника сказал: "...друг! Я не обижаю тебя, не за динарий ли ты договорился со мной? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных".

Люди, еще только воцерковляющиеся, должны знать, что их может встретить критический настрой тех, кто, по притче, пришел в шесть часов утра и сделал, как им кажется, больше. Но Церковь - не человеческая организация, это богочеловеческий организм. И Бог, как глава Церкви, Сам дает человеку - не по заслугам, а по Божественной благодати. Вспомним, что первым спасся, вошел в рай, разбойник, распятый на кресте, как бы непостижимо нам это ни казалось. Это принцип Божьей благодати, который вне юридических законов справедливости, потому что Бог выше всяких человеческих законов - Он Сам устанавливает законы мироздания. И люди, встретившие в Церкви критику или осуждение, должны понимать: это не от Бога, идет просто испытание их веры. Надо проявить терпимость, вспомнить свой путь, то, что и ты небезгрешен, смириться. Чему учит притча? Первое: Бог непреложен, то есть Он неизменен, Его нельзя измерять нашими желаниями. Второе: человек может испытывать искушения, но они будут исходить от людей, тоже верующих, тоже "работавших в винограднике", просто измеряющих все людскими мерками справедливости. Третье: человек должен всегда верить, что Господь идет ему навстречу, и не важно, какой у тебя за плечами опыт, пришел ли ты к Богу во младенчестве, в шесть утра, или на закате, в одиннадцать вечера - все равно ты будешь с Богом, потому что Бог смотрит в сердце человека и принимает каждого. И нет большей радости на Небесах, чем радость о кающемся грешнике.

"У каждого своя встреча с Богом, свой путь, - говорит митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. - Апостол Павел сравнивает людей, стремящихся к богоподобию, с соревнующимися: "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить". В этом, если можно так выразиться, забеге универсальных рецептов нет, но два общих совета сформулировать можно. Первый: "Надо искать Христа, а не христовых". Потому что когда мы начинаем искать не Христа, а христовых, то есть людей, нас будут ждать и разочарование, и опустошение. "Искать христовых" - это значит обращать внимание на внешнюю форму, на внешнее проявление религиозности, и такое подражательство, я бы сказал жестче, обезьянничество, вытесняет внутреннюю суть богообщения. А ведь человек уникален, и внутренняя духовная жизнь, несмотря на существование общих законов, уникальна. Главное, чтобы сердце горело любовью, а как это будет проявляться - это уже индивидуально. А второй совет: не надо искать своих состояний, надо искать Христа. То есть состояние умиления или какой-то благостности - тоже только формы проявления духовной жизни, искать их - тупик.

Как искать Христа? Для начала надо стараться быть внутренне причастным к тому, что происходит в храме. Есть такое явление, как вера через слышание. Надо научиться слушать. И если какие-то моменты отвлекают, то на это не стоит обращать внимания - вспомните: когда идешь к Богу, на пути встретишь искушения".

Продолжение следует

Молитва

Ежедневная молитва святителя Филарета (Дроздова)

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись.

Общество Религия Беседы с Марией Городовой
Добавьте RG.RU 
в избранные источники