Скажем, популярный в последние годы формат иммерсивного театра буквально затягивает зрителя в постановку . Погружает в среду, заставляет идти за актерами, участвовать в действии, иногда даже формировать событие. Зрители выходят на променад, даже не будучи уверенными, что посмотрят спектакль целиком - чаще всего каждой группе доступна лишь часть. Шоу "Вернувшиеся" - как раз такое. Это российско-американская постановка по пьесе Генрика Ибсена "Привидения". Зрителей ждут лабиринты одного из особняков Москвы.
Спектакль Театра.DOC тоже идет не в театре, он играется в заброшенном депо Курского вокзала, в котором обитают бездомные. " Тибетская книга мертвых" - инструкция по "выживанию" в загробном мире, свод правил, объясняющий, как действовать после смерти. Хотя этот перформанс все-таки о жизни. Ну, или о существовании.
Еще одну вокзальную историю привезет петербуржский фестиваль искусств "Точка доступа", специализирующийся на работе с нетеатральными пространствами. В основе спектакля-променада "Разговоры беженцев" - одноименная пьеса Бертольда Брехта. Во времена Второй Мировой войны на вокзале в Хельсинки застряли 2 беженца. Их диалог оказался актуальным и сейчас, в чем зрители смогут убедится, подслушивая его через наушники. Каждый сам выбирает - следить ли ему за актерами или бродить по Ленинградскому вокзалу, слушая разговоры этих двух беженцев и режиссируя собственный спектакль.
"Дыхание" Марата Гацалова - это тоже "история на двоих". Она идет на обычной сцене, но ощущение пристального наблюдения и здесь тоже очень острое. Постоянно повторяющиеся мысли и повседневные действия становятся "бытовым балетом", а герои- мужчина и женщина существует сразу в трех временах - настоящем, прошедшим и будущим. Их затягивает в воронку и все сложнее понять - они действительно боятся рожать ребенка из чувства экологической ответственности или все дело в обычном эгоизме? Их диалог реален или все-таки разведен во времени?
"Праздники будущего" - это уже измышления о будущем всего человечества. Пикировки мужчины и женщины проходят путь от флирта до большой политики. Авторы - старые мастера разговорного жанра, британская группа "Forced Entertainment". В Шеффилде, городе, где они базируются, даже нет театральной площадки. При этом уже больше 30 лет коллектив создает компактные мобильные спектакли, известные во всем мире.
Дмитрий Волкострелов со своим зрителем разговаривает негромко. В его "театре post" всегда важно не то, что происходит в спектакле ,а то ,что происходит в голове у зрителей во время просмотра. "Карина и Дрон" - это уличные разговоры подростков. Часто бессвязные, тонущие в гуле общественного транспорта. Коллективная речь из чатов и соцсетей - не то чтобы новый способ коммуникации. Просто такой. Обычный подростковый. Не требующий слушателя и собеседника извне.
Режиссер проекта "Золотой осел. Разомкнутое пространство работы" Борис Юхананов тоже не ждет особого участия. Только соучастия - он делает спектакль прямо при публике. Дневные показы-модули больше всего похожи на серию открытых репетиций. Вечерние - это уже готовые спектакли. Публичная сессия длится пять дней подряд.
Еще один спектакль, в котором можно увидеть режиссера на сцене - "Vangelo" (ит. "Евангелие") от Пиппо Дельбоно. Итальянский хулиган привезет свою эксцентричную труппу и вместе с ними выйдет к зрителям. Компания непростая - пожилой аутист, даун-трансвестит... И это актеры, а не персонажи. Персонажей здесь особо нет, так же, как и мизансцен или четкой драматургии. Пиппо Дельбоно интересует человек и его тело. Об этом в его представлении и речь.
Режиссер Жером Бель тоже работает с телами, но такими, которые, по идее не предназначены для сцены. На этот раз его танцевальный спектакль "Gala" - это любительское шоу, гала-представление от непрофессионалов. Танцуй так, как будто тебя никто не видит!
А спектакль "CLIMAX" это уже сложный хореографический язык. Ясмин Годдер разрабатывает его много лет и сегодня говорит на нем о политике. О желании быть в стае, быть защищенным и о бесконечном чувстве опасности, разлитом в современном мире. О национальной самоидентичности. Этот спектакль создан для выставочного пространства, потому что заказан музеем изобразительного искусства Петах-Тиква. А в Москве его можно увидеть в Новом пространстве Театра Наций.