Суд Петербурга рассмотрит законность увольнения директора школы

В четверг в Василеостровском районном суде Санкт-Петербурга начнется рассмотрение дела об увольнении директора школы N29 Анаит Тотолян. Корреспонденту "РГ" она призналась, что пошла на судебное разбирательство только из желания сохранить педагогический коллектив и ту атмосферу школы, которую создавала почти 30 лет.

Петербургская школа N29 Василеостровского района с углубленным изучением французского языка и права вот уже почти три месяца живет на осадном положении. Педагоги, родители и ученики ждут прихода нового директора - и... отчаянно его не желают. Увольнение Анаит Артемевны Тотолян обернулось пикетами и многочисленными петициями в адрес федеральных и региональных органов власти.

Маленькая печальная женщина рассказывает корреспонденту "РГ":

- Ровно 27 лет назад меня и мою коллегу вызвали в роно и сказали: "Одна из вас выйдет отсюда директором, вторая - завучем. Кто есть кто - решайте сами". В то время местные жители старались без надобности не ходить мимо участка на углу Малого проспекта Васильевского острова и 11-й линии: район рабочий, коммуналок много, контингент обычной "районки" соответствующий. Сейчас ученики 29-й школы - ежегодные призеры всероссийских олимпиад, по итогам 2013-14 учебного года школа вошла в ТОП-100 лучших школ Петербурга, а по итогам прошлого - в ТОП-500 по стране.

За месяц до того, как о последнем достижении стало известно, то есть за пять дней до начала нового учебного года, администрацией Василеостровского района как учредителем образовательного учреждения был издан приказ об увольнении директора ГБОУ СОШ N29 Тотолян А.А. Хотя еще весной по предложению районного отдела образования она участвовала в конкурсе "Самый эффективный руководитель образовательного учреждения Санкт-Петербурга".

Бесспорно, в соответствии с законодательством учредитель имеет право расторгнуть контракт с руководителем без объяснения причин, что и было сделано. Согласно пункту 2 статьи 278 ТК РФ - "в связи с принятием решения о расторжении трудового договора". Однако моральный аспект - все-таки профессионал, вывел школу на позиции, заметные в масштабах всей страны. Он имеет право хотя бы на объяснения. И поэтому, возможно, в случае с 29-й школой решение администрации Василеостровского района породило массу слухов: от намерения продать здание в исторической части Северной столицы под коммерческие цели до желания освободить место руководителя в престижном учебном заведении под свою "креатуру", объединив два учреждения. Самое неприятное, что всплыл даже "национальный вопрос" и личное предвзятое отношение, однако опровергать любые версии чиновники не спешат.

- Комментировать слухи о возможном слиянии школы N29 с другими образовательными учреждениями района нецелесообразно, - ответил корреспонденту "РГ" пресс-секретарь администрации Василеостровского района Роман Малышев. - Информация является слухами...

Тем не менее шаткость своей позиции с точки зрения морали в районе все-таки осознали быстро. Тем более что в один из дней сразу 170 детей - это треть всех учащихся - не пришли в школу, а в объяснительных записках родители указали, что не пустили их в знак протеста. Чиновники сразу поспешили поставить в вину директору результаты проверки весной 2016 года, которые выявили, к примеру, нарушения при организации питания детей. Но даже в документах комитета по образованию указано, что они были допущены "в нарушение приказа директора", виновные наказаны, а ущерб возмещен в полном объеме. Кроме того, якобы обнаруженные нарушения в приготовлении пищи физически невозможны, потому что у школы вообще нет пищеблока, а финансовые - потому что все платежи проводит районное казначейство.

Еще Тотолян обвинили в том, что она развела семейственность - в школе работает ее дочь. Но, во-первых, закон запрещает брать родственников только на должности, связанные с финансами. А во-вторых, в данном случае школьный учитель информатики - специалист высочайшего класса, кандидат наук, районный методист по предмету и федеральный эксперт по сдаче ЕГЭ.

В городском комитете по образованию от участия в этой ситуации устранились. В разговоре представитель департамента отметил, что "в принципе удивлен интересом к персоне директора школы - какая разница, кто именно директор?" Повлиять на ситуацию Смольный якобы не может, поскольку учредитель - местная администрация. Однако в то, что спорное кадровое решение глава района Юлия Киселева приняла без консультации с профильным комитетом, поверить сложно. По мнению родителей, если уж школьные комиссии по конфликтам работают с учетом мнения всех участников образовательного процесса - администрации, педагогов, учеников и родителей, то для чиновников такой алгоритм тоже должен быть обязательным.

На защиту Тотолян встали даже те родители, чьи дети закончили школу несколько лет назад. Кстати, без помощи репетиторов.

- Анаит Артемевна - принципиальный противник репетиторства, но сторонник консультаций и дополнительных занятий, - рассказывает Дмитрий Кувайкин, чей сын поступил в СПбГУ на факультет международных отношений вне конкурса как призер Всероссийской олимпиады - Кира без репетиторов сдал французский язык на уровень DALF С1 (предпоследняя ступень. - "РГ"). А его одноклассник Володя, который в восьмом классе совсем забросил учебу, за 10-11-й так "достал" в хорошем смысле всех учителей, что сейчас учится в Политехе, причем в группе с выпускниками 239-го физматлицея.

Спустя почти три месяца в защиту директора школы N29 все еще продолжаются публичные акции, летят петиции: "Вывод напрашивается один - школа не нужна никому с ее детьми, мы нужны только тогда, когда нами же нужно прикрыть дыры на городских мероприятиях разного уровня". А учитель высшей категории Анаит Артемевна продолжает вести уроки французского. Восстановления в должности она потребовала через суд.

- Я бы не стала всем этим заниматься, - устало говорит она. - Но когда учителя побежали с заявлениями об увольнении, мне стало очень жалко коллектив, ту атмосферу, которая есть в школе, и родителей, которые возят к нам детей даже из Красного Села. Ведь наши высокие рейтинги - это не только олимпиадные показатели, но и общий уровень.

P.S.

Просим считать эту публикацию официальным обращением в Министерство образования РФ с ходатайством о контроле над данной ситуацией.