Фото: предоставлено пресс - службой МЧС Росси  Фото: Игорь Елков/РГ
Фото: Игорь Елков/РГ
16.11.2016 22:07
Рубрика: Власть
Проект: МЧС

Крепость по имени "Артек"

Самый знаменитый детский лагерь мира признан и самым безопасным
Самый знаменитый детский лагерь мира признан и самым безопасным

После возвращения в Россию "Артек" непрерывно реконструируется и расширяется. В этом сезоне запущены три новых лагеря - "Лесной", "Полевой" и "Кипарисный", открыт новый корпус в "Лазурном".

По оценке крымских властей, только к концу лета в "Артеке" отдохнули 15 тысяч ребят, что в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. При Украине он работал три месяца в году, теперь - все 12. Оценочно к Новому году число отдохнувших в нем детей превысит 30 тысяч (в 2015 году таковых было 19 тыс.). В "Артек" едут подростки со всего мира: от Англии и Германии до Бахрейна и США.

Как рассказал директор "Артека" Алексей Каспржак, в 2016 году по плану лагерь должен был принять 28 760 детей, но реально до конца года примет не менее 31 тысячи.

И это не предел, у руководства "Артека" большие планы. К 2020 году центр должен принимать ежегодно 45 тыс. человек. Но, по оценке директора, эту задачу "Артек" сможет выполнить раньше: уже в следующем или 2018 году.

Итак, места фантастически красивы, условия для отдыха и учебы прекрасные, бесконфликтная среда, ребята уезжают отсюда со слезами - просто идеальный мир. Но есть один деликатный аспект. Безопасность сосредоточенных в одном месте детей - это задача N1. Каждый родитель должен быть уверен, что за жизнь и здоровье своего ребенка волноваться не надо.

Это правда, "Артек" - действительно самый безопасный детский лагерь в мире. Но это не результат счастливого стечения обстоятельств. Безопасность детей и персонала обеспечивают конкретные люди. Это ежедневный, кропотливый и тяжелый труд.

Кто они и за счет чего удается обеспечить стопроцентную безопасность этого детского мира?

За ответом на эти вопросы корреспондент "РГ" отправился в "Артек".

Огонь, вода и медные трубы

Пожарную безопасность "Артека" обеспечивает пожарно-спасательная часть под номером "13".

"В вашу часть суеверных, полагаю, не берут?" - риторически интересуюсь у ее начальника майора Александра Кочетыгова.

Детям нравится сбивать мишени струей воды из пожарного ствола - хотят еще и еще

"Никаких суеверий, - чеканит офицер. - Я вам больше скажу: глава МЧС России Владимир Пучков нас посещал дважды. Первый раз - в пятницу. О приезде мы не знали. Мне звонят: через пять минут будем с министром у тебя. Я даже сначала не поверил. Кстати, о суевериях: пятница, министр едет в пожарно-спасательную часть под номером "13". Приехал. Несмотря на сильный ливень, обошел всю территорию, все лично проверил. Все понравилось.

После его визита у нас произошли большие изменения - все в лучшую сторону.

Идем с майором маршрутом министра. В части действительно образцовый порядок.

"В нашем распоряжении тогда были старые ЗИЛы, - продолжает рассказ майор Кочетыгов. Министр лично сел за руль одного из них, завел и похвалил. Сказав, что за техникой мы следим лучше, чем в некоторых других регионах. Машины у нас действительно чистенькие, подкрашенные. Состояние хорошее, но с оговоркой: для своего возраста. А он у тех ЗИЛов был солидный, от 22 до 25 лет".

Уезжая, глава МЧС сказал: все хорошо, но требуются некоторые вложения.

"И буквально через некоторое время нам предоставили новые КАМАЗы с полным пожарно-техническим вооружением! - с гордостью демонстрирует красивые машины Александр Кочетыгов. - Хотите, выгоню из бокса, покажу?"

Вежливо отказываюсь. Проверок здесь было достаточно, и все показали, что служба в пожарно-спасательной части на высоком уровне. Есть и еще одно красноречивое свидетельство: в "Артеке" даже старожилы не помнят пожаров.

Спрашиваю: может, все-таки были хоть какие-то возгорания?

"Так, мелочи, ничего серьезного. В основном ложная сработка пожарной сигнализации. Она очень чувствительная. Дети играют, бросили подушку на провод - сработала..."

Опять-таки все это не провидение, а налаженная профилактическая работа.

"В случае чрезвычайного происшествия машина с нашими пожарными прибудет в любую точку "Артека" менее чем за 10 минут. На каждую смену заступают 6 человек личного состава. Они несут дежурство, находясь в постоянной готовности к вызову, - уточняет Александр Анатольевич. - Всего у нас 7 единиц пожарно-спасательной техники, в том числе автоцистерна пожарная с коленчатым подъемником".

Кроме "Артека" в зону ответственности огнеборцев майора Кочетыгова входят Гурзуф и окружающие поселки.

Интересная деталь: командир 13-й части - коренной артековец. Родители - сотрудники центра, Александр здесь родился, учился в школе на территории лагеря. "Артек" и местность знает досконально.

Окончил Черкасскую академию, служил здесь.

Лошади и собаки могут работать в горах, куда не забраться автомобилю

О материальном обеспечении тех лет не хочется и вспоминать. "В старых ЗИЛах аварийно-спасательного инструмента фактически не было, из пожарно-технического вооружения - одна бензопила". - "А украинские и российские нормативные документы - они одинаковые?" - "В российских приказах больше определенности, все четко расписано".

По данным начальника главного управления МЧС по Крыму Сергея Шахова, с момента вхождения Республики Крым в состав РФ с марта 2014 года в подразделения поступило 250 единиц пожарной и специальной техники: 234 автомобиля, 14 плавсредств и два беспилотных летательных аппарата. Материально-техническая база обновлена на 84,3%: "Это то, чего в Крыму не было никогда ранее".

Как рассказал Сергей Шахов в интервью ТАСС: "Если еще 2 года назад у меня день начинался с мысли где взять бензин, чтобы заправить автомобили спасателей, то сейчас, в составе МЧС России, все вопросы решены. Хочу сказать, что в прежние времена не было ни одной высотной лестницы, сейчас их у нас семь, они рассредоточены по крупным городам".

В "Артеке" у пожарных в распоряжении лестницы, которые обеспечивают спасение с 24 метров. Это позволяет проводить эвакуацию на высоте пятого-шестого этажа. Здесь этого достаточно.

Пожарные майора Кочетыгова не только обеспечивают безопасность "Артека", но и приобщают артековцев к своему ремеслу. Работает "Школа безопасности": с каждой сменой проводятся мастер-классы из расчета не меньше двух занятий в каждом лагере.

Кроме пожарных приезжает много других специалистов чрезвычайного ведомства: водолазы, горноспасатели, пиротехники, медики, кинологи.

"Детям очень интересно, особо нравится сбивать мишени мощной струей воды из пожарного ствола, - рассказывает майор. - У них просто глаза горят, хотят еще и еще".

Для детей организуют экскурсии, открываются все отсеки машины: могут все облазить, пощупать, надеть боевое снаряжение. В перспективе на территории "Артека" построят городок, где будут имитироваться разные чрезвычайные ситуации вплоть до землетрясения.

Спрашиваю: возможно, кто-то из ребят увлечется настолько, что захочет сделать это своей профессией?

"Ребята в "Артеке" занимаются по самым различным направлениям: от космоса до кинематографа, - отвечает начальник 2-го пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы МЧС Крыма Владимир Завер (13-я часть - его подчиненные). - В рамках нашей "Школы безопасности" учатся практическим действиям в чрезвычайно опасных ситуациях природного и техногенного характера. Мы хотим ребят заинтересовать, наглядно дать им понять, что это за служба. А уж какую профессию они выберут - решать им. Но наши навыки в жизни всем пригодятся".

Жеребенка назвали Крым

У подножия горы Аю-Даг расположился конно-кинологический центр. Правильное название объекта: симферопольский филиал Южного спасательного центра МЧС России. Но "филиал" звучит сухо. А в жизни это манящее место, куда мечтает попасть каждый ребенок.

Центр расположен на территории "Артека". Чужие здесь не ходят: многочисленная и строгая охрана. Но и это тоже составляющая легендарной безопасности "Артека". Есть конюшня, небольшой ипподром, помещение для служебных собак и зооуголок, полный живности - кролики, козы, хрюшки.

Конно-кинологическое подразделение предназначено для работы в труднодоступных местах, прежде всего в горах. Его миссия - спасательные и поисковые работы на туристических маршрутах.

Главные персонажи центра - очаровательная ньюфаундленд Тара и лошадка-мама Феска, которая на днях родила жеребенка. Это стало большим событием и для спасателей, и для артековцев. При мне жеребенку начали придумывать имя, а уже по возвращении в редакцию информационные ленты принесли новость: "Жеребенка назвали очень символично - Крым. Имя малышу лично выбрал глава МЧС России Владимир Пучков".

Как отмечает начальник центра Дмитрий Азенко, жеребенок будет находиться в конно-кинологическом отряде с мамой: "Когда окрепнет, вместе с Феской выйдет на поисково-спасательные работы".

Ньюфаундленд, кстати, был подарен центру главой МЧС Владимиром Пучковым во время его второго визита в "Артек". Полный титул четвероногого спасателя - Астара-Кара-Денис. В обиходе просто Тара.

Тара добрая, обожает обниматься, правда, только со своими. Сейчас весит 45 кг, а когда "вырастет большой" - прибавит 15-20 кг.

"В сутки ей положено 600 граммов сухого корма, - говорит спасатель Игорь Билев. - На переходный период даем больше натуральной пищи: мясной фарш с кашей, как привыкла в питомнике. И плавно переводим на собачьи корма". Задача кинологов - патрулировать горы. А после обучения и аттестации собаки смогут спасать утопающих в море и вытаскивать пострадавших из-под завалов.

Как отмечает руководство крымского МЧС, актуальность создания данного подразделения назрела еще лет десять назад, когда в Крыму количество туристов на маршрутах в труднодоступной местности в летние месяцы превышало десятки тысяч человек. Ежедневно, особенно в пожароопасный период, спасатели центра проводят патрулирование на лошадях по восьми маршрутам: на территории лагеря и близлежащих населенных пунктов. Лошади и собаки могут работать в горах, куда не забраться спасательному автомобилю и где нет площадки для вертолета. Четвероногие спасатели, в отличие от техники, практически всепогодны: "За 10 месяцев 2016 года личный состав конно-кинологического центра принял участие в 46 поисковых операциях и патрулировании местности в летний пожароопасный период".

И наконец особая миссия четвероногих спасателей: "Мы проводим с артековцами занятия, обучаем их ухаживать за лошадьми, седлать и держаться в седле, - рассказывает Игорь Билев. - С соблюдением необходимых мер безопасности. Прежде чем ребенок сядет в седло, проводим теоретические занятия; кроме того, обязательно на голову надевается защитный шлем, а спасатель берет лошадь под уздцы".

В центре служат люди, преданные делу и профессии, настоящие энтузиасты. Когда штаты будут полностью укомплектованы, то это будет команда из 15 спасателей, пяти лошадей и четырех собак. Ну и каждый год у них будет подмога: еще тридцать - сорок тысяч помощников-артековцев.

Морские волки

Осень, казалось бы, - не самое подходящее время для водных видов спорта. Но на моих глазах два гребных ялика лихо прошли по бухте.

Во время заезда в "Артек" можно попасть в "Морской отряд". В отряде научат вязать 14 морских узлов, общаться посредством флажного семафора, выживать в экстремальной ситуации на воде, управлять весельной шлюпкой.

Завершается смена соревнованиями по морскому многоборью между отрядами. Победители получают переходящий кубок и право встретить рассвет в море.

Интересуюсь: как обстоят дела с безопасностью на воде?

"В каждой лодке обязательно находится старший, артековцы выходят в море только в сопровождении катеров, - отмечает старший государственный инспектор по маломерным судам (ГИМС) Владимир Зайцев. - К сопровождению ялов с детьми привлекаются как катера "Артека", так и наш скоростной катер МЧС".

И конечно, прежде чем выходить в море, дети проходят полноценную подготовку на берегу, их также знакомят со спецификой работы центра ГИМС МЧС России.

В 2017 году, как обычно, пройдет акция "Научись плавать", в ходе которой сотрудники МЧС обучат детей основам безопасного поведения на воде. Будут мастер-классы от водолазов и медиков, тренинги по спасению утопающего и оказание ему первой помощи. Приз - право наравне со взрослыми принять участие в патрулировании акватории Черного моря на быстроходном катере "Лидер 11".

Другие истории