16.11.2016 12:57
Поделиться

Минобороны наградило ликвидаторов эпидемии на Ямале

Военное руководство страны отметило солдат и офицеров войск радиационной, химической и биологической защиты, участвовавших в ликвидации последствий вспышки сибирской язвы на Ямале. Ведомственную награду, медаль "За воинскую доблесть" I и II степени, накануне своего профессионального праздника - Дня войск РХБЗ (отмечается 14 ноября) - получили 73 военнослужащих.

Корреспондент "РГ" воспользовался приятным поводом, чтобы поговорить с начальником войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Центрального военного округа генерал-майором Валерием Васильевым.

Валерий Васильевич, а гражданские власти как-то оценили ваши действия?

Валерий Васильев: Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин выступил с инициативой присвоить 29 бригаде почетное наименование "Ямальская". Командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник Владимир Зарудницкий возбудил ходатайство перед Министром обороны России о присвоении бригаде этого почетного наименования.

Вот как! У бригады могут появиться шефы из очень щедрого края!

Валерий Васильев: Не говорите! Личный состав будет с муксуном и нельмой (смеется).

До ЧС на Ямале о войсках РХБ защиты почти ничего не было слышно. Чем приходится заниматься в "мирное" время?

Валерий Васильев: Действительно, простые граждане могут не замечать нашей работы, но она есть. Войска РХБ защиты - это сплав науки и мужества. Наука - большой компонент нашей службы. В войсках существует военная академия и два центральных научно-исследовательских института, один из филиалов находится в Екатеринбурге. Мы работаем на благо не только войск, но и государства в целом. Вакцину от Эболы, единственную в мире, разработал как раз наш Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Есть целевая федеральная программа "Национальная система химической и биологической безопасности", которой занимаются наши войска. Органы исполнительной власти постоянно работают с нами, делают госзаказы на выполнение работ. С нами сотрудничают и Министерство здравоохранения и Роспотребнадзор Российской Федерации.

А что касается, того, что войска РХБ защиты "не светятся", так и хорошо! Значит, не часто происходят чрезвычайные ситуации, при которых без нас не обойтись. Это крайне опасные ситуации, угрожающие большому количеству людей. Но случись что - войска РХБ защиты на страже безопасности населения России и способны выполнить любую задачу.

С какими сложностями пришлось столкнуться во время операции на Ямале?

Валерий Васильев: Мы впервые выполняли задачу в условиях реального биологического заражения. Помню, в первый день по зараженной территории со мной пошел заместитель губернатора ЯНАО Михаил Каган. Два часа ходили по тундре при тридцатиградусной жаре: прикидывали способы уничтожения туш погибших оленей, как обеспечить безопасность участников операции. Кстати, выдержал, мы приняли его в почетные химики. Нашим военнослужащим приходилось работать в противогазе по 6 часов. Физически очень трудно: ни деревца, чтоб в тени укрыться, солнце клонится - и резкий перепад температуры. Парни домой вернулись похудевшие на три-пять килограммов, несмотря на хорошее питание.

А с технологией, техникой проблемы были?

Валерий Васильев: Технологических проблем не было. Мы сразу взяли за основу сжигание зараженных трупов животных на месте. Использовали автопокрышки, огнесмесь ББЦ, нефтепродукты. На два колеса клали тушу, заливали огнесмесью. После того, как все это прогорало, засыпали хлорной известью: лучше хлорки на этот счет еще ничего не изобретено.

Местные жители показали нам скотомогильники, которые они еще до нас соорудили. Раскапывать их не стали: засыпали известью, огородили, поставили таблички с надписью "Заражено". После проведения всех мероприятий взяли анализы почвы, которые подтвердили, что сибирской язвы нет.

Договорились с Дмитрием Кобылкиным, что, если он обратится к министру обороны с просьбой провести весной повторные исследования, отправим мобильно-диагностическую группу. Чтобы эта зараза не разошлась. Ямал - это ведь кладезь для России: газ, огромные запасы пресной воды, олени, рыба... Все это надо беречь, защищать.

Прониклись Ямалом?

Валерий Васильев: Да.

А ямальцами?

Валерий Васильев: Безусловно. Большая удача, что работали с губернатором Ямала, его сплоченной командой. Вы знаете, без тени заносчивости, спокойно и быстро работают люди. Губернатор несколько раз прилетал к нам, на зараженную территорию, не раз мне приходилось прилетать к нему в Салехард. Не пришлось ни разу высиживать часы в приемной: тут же принял, тут же дал указания замам - все! Вертолеты загружены - полетели дальше выполнять задачи!  Всё очень конкретно и эффективно.

О причинах заражения. Была даже экзотическая версия: местные жители утверждали, что видели, мол, вертолеты над тундрой незадолго до гибели первых оленей…

Валерий Васильев: Ямал - это закрытая территория. Туда просто так не попасть. К тому же, плотность населения настолько низкая, что там, кроме коренных ненцев, которые друг друга в глаза знают, практически никого нет. Наши ученые проверили штамм. Оказалось, "родной", природного происхождения. 70-летней давности штамм: в 1941 году был мор животных, в этом году зараза вытаяла и пробралась на поверхность.

Страшно было?

Валерий Васильев: Некоторые, может, и побаивались, потому что знали: снимут противогаз - могут заразиться. Выходил в зоны поражения вместе с ребятами, чтобы они перешагнули этот психологический барьер: раз начальник здесь, значит, выжить можно!