16.11.2016 21:10
    Поделиться

    В Нижнем Тагиле показали невьянскую икону XVI века

    Нижнетагильский музей-заповедник впервые выставил незначительную часть своих икон. Коллекция толком не изучена, и даже первые "раскопки" позволили сделать удивительное открытие: в музее нашлась икона XVI века - лет на двести старше самого Нижнего Тагила. Кто знает, какие еще сокровища таятся в обширных закромах учреждения, однако, как говорят, большая их часть без реставрации для экспозиции непригодна.

    Артефакт отыскал Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, историк и владелец музея "Невьянская икона": только специалист мог почувствовать нечто ценное, глядя на практически черную доску. Икону расчистили: из-под многовековой грязи на свет божий показался, по словам экспертов, "откровенный шедевр": ангел выводит апостола Петра из изящной темницы, а рядом спят вповалку стражники в гравированных доспехах. Не сказать, что на Урале сохранилось много подобных творений: вторая известная икона XVI века хранится в музее Челябинска.

    По большому счету каждый образ нижнетагильской коллекции уникален - уже потому, что он выжил. Очевидцы вспоминают, как в прошлом веке на Урале жгли костры из икон, иконами топили паровозные топки, из них сколачивали поилки для скота или сундуки, латали ими дыры на сцене деревенского клуба… От былого великолепия невьянской школы иконописи почти ничего не осталось.

    В одном из завещаний конца XVIII века в перечне имущества усадьба оценивалась в 20 рублей, а икона - в 70

    Ее появление связано с расколом - одной из самых страшных трагедий в истории России. Старообрядцы бежали от гонений на Урал: так закладывался костяк здешнего населения. Суровые бородатые люди в неизменных кафтанах, не осквернявшие себя табаком, чаем и кофе, и были заказчиками икон. Их писали только на заказ, не на продажу, и стоили они неимоверно дорого. Например, в одном из завещаний конца XVIII века в перечне имущества усадьба с надворными постройками оценивалась в 20 рублей, а икона - в 70. Позволить себе такую роскошь могли только очень богатые люди, по-современному говоря, олигархи и топ-менеджеры. Они четко знали, чего хотят  - изысканной высококлассной работы. И они это получали.

    Старообрядцы Горнозаводского края - "ревнители древлего благочестия" - не признавали повеление Петра I писать иконы маслом и "живоподобные". Более того, самого царя-реформатора изобразили в сюжете с усекновением головы Иоанна Предтечи в виде палача. И если западнее Уральских гор древнерусская иконопись перестала существовать к XVIII веку, то на Урале приверженность традиции породила уникальную школу.

    Первая невьянская икона датирована 1734 годом, последняя - 1919-м. Говорят, впрочем, что тайные иконописцы работали в этих краях чуть ли не до 50-х годов. Имя последнего известного - Емельян Иосифович Калашников: он жил в Верх-Нейвинске, умер в 1936-м и, как рассказывают, трудился до самой кончины. В доме, вспоминала его внучка, даже куриц не держали - чтобы не было пыли, которая может осесть на живопись.

    - Это высококлассные памятники, создававшиеся на протяжении 200 лет на одной территории и оказавшие влияние на художественные процессы в соседних регионах, - характеризует невьянскую школу Евгений Ройзман.

    Поделиться