16.11.2016 22:30
Поделиться

Россияне поставили платной медицине низкие оценки

Доля взрослых, которые посещают платные поликлиники и больницы, выросла за пять лет с 30% в 2011 году до 40% в 2016 году.

"В 2016 году мы увидели рост доли потребителей платных медицинских услуг с 34 до 40%", - говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Об этой и других тенденциях говорится в новом исследовании Финансового университета, проведенном по заказу социального блока кабмина.

Вот только платная медицина, по данным опроса, заслужила самые низкие оценки по сравнению с государственным здравоохранением. "Возможно, это связано не столько с низким качеством услуг, сколько с неудовлетворительной потребительской оценкой соотношения их цены и качества", - говорит Зубец.

 

Еще один неожиданный вывод исследования - 66% жителей крупных и средних городов довольны качеством медицинских услуг. Самые высокие оценки своим поликлиникам, больницам и врачам дают пациенты Тюмени, Грозного, Пензы, Омска и Барнаула. Минимум удовлетворения демонстрируют жители Севастополя, Ярославля, Иркутска, Махачкалы, Волгограда.

Итоговую оценку авторы вывели из пяти ключевых показателей - удовлетворенность опрошенных разными видами медицинского обслуживания от полисов обязательного (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС) до разовых платных услуг в частных центрах и бесплатной медпомощи на предприятиях, достаточное число в регионах поликлиник, специализированных стационаров, диагностических центров, отсутствие необходимости ехать за медицинской помощью в другие регионы страны.

Москва и Питер при этом получили не лучшие оценки. Социологи это объясняют более высокими требованиями столичных жителей к качеству медицины, оттоку медицинских кадров из государственных поликлиник в частные клиники или аптеки с более высокими заработками.

Результаты опросов показывают, что медицинские услуги в платных клиниках оцениваются ниже, чем в государственных

Алексей Зубец объясняет парадоксальные на первый взгляд высокие результаты опроса тем, что исследование не затронуло жителей небольших населенных пунктов, которых в большей степени коснулась так называемая оптимизация здравоохранения (сокращение коек в стационарах и т.д.).

Один из выводов исследования - уровень удовлетворенности медицинским обслуживанием напрямую связан с частотой посещения медицинских учреждений. Например, среди тех, кто посещает их несколько раз в месяц, довольных - 55%, а среди тех, кто ходит к врачам несколько раз в год и реже, - 69%. Как правило, граждане обращаются к врачам несколько раз в год, а это 40% населения, отмечается в исследовании. Чаще всего, то есть по нескольку раз в месяц, в помощи врачей нуждаются всего 14% опрошенных - из семей с маленькими детьми и пенсионеры. При этом самые низкие оценки качества медобслуживания дают пожилые и люди с наименьшими доходами.

Зато наивысшие оценки получили медуслуги по полисам добровольного медицинского страхования (ДМС) за счет работодателей (79%) и за собственный счет (73%).

К сожалению, все еще достаточно велика доля тех, кто вынужден обращаться за медицинской помощью в другие регионы, констатируют социологи. По данным за 2016 год, о наличии такой необходимости заявили 23%. Не хватает поликлиник широкого профиля, больниц, специализированных медицинских клиник, диагностических центров. Наибольший недостаток поликлиник отмечен в Иркутске, Севастополе, Краснодаре, Новосибирске, Рязани. Значительная нехватка диагностических центров имеется в Севастополе, Махачкале, Ижевске и Красноярске. Больше всего больниц недостает в Липецке, Махачкале, Севастополе, Рязани и Волгограде.

Города, где горожане практически не ощущают нехватку медицинских учреждений, - Грозный, Тюмень, Ростов-на-Дону, Хабаровск и Пенза.

Профессор, руководитель лаборатории по профилактике хронических неинфекционных заболеваний Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России Мехман Мамедов с сомнением отнесся к столь высоким итоговым показателям удовлетворенности граждан медицинскими услугами. И предложил при анализе социологических данных уделять внимание тем слоям населения, которые выказывают недовольство, чтобы устранять дефекты и адаптировать здравоохранение к новейшим вызовам. По мнению Мамедова, если люди чаще стали обращаться к услугам платной медицины и готовы выделять на нее средства из личного бюджета, это, безусловно, тенденция, пусть и не от хорошей жизни. Но есть и о чем подумать.

Те, у кого нет такой возможности, не должны страдать. Как практикующий врач, ученый и администратор Мамедов считает, что в перспективе российское здравоохранение должно пойти по пути развития бесплатных базовых услуг для всех граждан без исключения. "Медицина не вправе иметь выраженное социальное расслоение", - замечает он. Под базовыми медицинскими услугами профессор понимает посещение гражданами врачей с обязательным осмотром несколько раз в год, а также медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях.

Есть хороший зарубежный опыт Германии, Франции, Англии, где используется прозрачная бесплатная и страховая медицина для всего населения, и его можно взять за основу, заключает профессор.

Симулянтов миллионы

Каждый десятый офисный работник в России хотя бы один раз пропускал работу, симулируя болезнь. Чаще всего сотрудники "разыгрывают" обмороки, диарею, повышенное давление и простуду. В "топ" также входят и нервные расстройства. Таковы результаты исследования, проведенного "Лабораторией HR-Инноваций". Опросили сотрудников 90 российских компаний с годовым оборотом от ста млн рублей. Однако эксперты говорят, что работодатели должны задуматься, почему люди симулируют или покупают больничные.

Подготовила Марина Гусенко