16.11.2016 15:07
    Поделиться

    "Союз" побывал в гостях у мастера плетения из лозы

    В недавнем прошлом электрик Белорусского металлургического завода, а ныне мастер по лозе Виктор Давидович, в последнее время, где только не появится, тут же создаст вокруг себя здоровый ажиотаж. Будь то местная ярмарка, международный фестиваль или белорусское посольство в Москве, народу возле его плетеного рукоделия собирается огромное количество. Секретом такого притяжения заинтересовалась и корреспондент "СОЮЗа", отправившись к ремесленнику в гости - в город Жлобин Гомельской области.

    Виктор Николаевич согласился приветить, однако место встречи предложил другое:

    - Все мое "хозяйство" - работы, лоза, инструменты - в агрогородке Красный Берег, что в 30 минутах от Жлобина. В старинной усадьбе Козелл-Поклевских XIX века.

    Я даже присвистнула от удивления:

    - Неужели прикупили памятник архитектуры?!

    - Нет, что вы! В усадебном доме - экспозиции, филиал Жлобинского историко-краеведческого музея. И у меня там мастерская по лозоплетению, ученики.

    Поезд из Гомеля домчал до станции "Красный Берег" за полтора часа с небольшим. Еще минут 20 ходу - и вот она: красная ограда, сложенная в позапрошлом веке, за которой расположился государственный аграрный колледж, а в глубине - усадьба в облаках желтых листьев старинного английского парка.

    Открыли ее после реконструкции весной прошлого года. Виктор Давидович, встретив меня с плетеным абажуром в руках (привез из Жлобина одну из ранних работ), готов рассказывать о Козелл-Поклевских, к слову, известных сибирских олигархах-меценатах того времени, бесконечно. Но я потихонечку вывожу разговор на его творческую биографию:

    - А как вас из электриков в ремесленники забросило? Наверное, были в роду мастера?

    - Как раз нет. Разве что дядя столярничал. Помню, забирался я к нему в мастерскую, а там такой обалденный запах стружки... Конечно, по жизни я человек природы. Река, лес - моя стихия. Чувствовал все это, только не знал, до какой степени, пока не случились 90-е. Как-то зашли с супругой в магазин. И приглянулась ей там плетеная вазочка. Купили. Покрутил-повертел, и подумалось мне: "Неужто я так не смогу?" Отправился в библиотеку за обучающей литературой. Тогда ведь не было Интернета.

    На этом пути судьба свела Давидовича с еще одним увлеченным человеком - Ильгизаром Халилуллиным, у которого теперь в Татарстане бизнес: делает и продает предметы интерьера из лозы. Вдвоем организовали мастерскую в школе N 12 Жлобина, где плели бра, светильники, корзины... Потом жизнь изменилась к лучшему. Халилуллин уехал на родину в Татарстан. Давидович вернулся на завод. Однако лозу не бросил. Говорит, совпал с ней на сто процентов: "Не могу не плести". Более того, не так давно полностью решился посвятить себя ремесленничеству как творчеству. Теперь он - мастер.

    Поднимаемся по витой лестнице усадьбы. Виктор Николаевич распахивает музейные двери:

    - Вот оно - наше рукотворное царство. Здесь работаю вместе со своими учениками. Сейчас познакомитесь. Здесь же выставлены мои труды.

    Оглядываю выставку. Сказка, да и только - ивовые переплетения в десятках интерпретаций. Есть даже люлечка...

    Ожидаю увидеть детвору, а меня встречают пожилые люди. Оказывается, в музейной мастерской Виктор Николаевич учит ремеслу сельчан солидного возраста. Среди его подопечных, например, супруги-пенсионеры Александр и Валентина Киселевы. Наставник представляет местные таланты: меньше года занимаются, а уже показывают высший пилотаж творчества.

    Оглядываю выставку. Сказка, да и только - ивовые переплетения в десятках интерпретаций. От мельчайших бытовых подробностей вроде изысканных тарелочек, подносов и шкатулок до детской люльки, домика для кота и плетеной мебели. И все теплое, живое. Мастер уточняет: на это 20 часов ушло, на это - 60, а здесь месяц работал. Так и тянет рассмотреть, как же устроено витиеватое чудо. Сдается мне, чистая математика. Прут к прутику, в точной последовательности, в безупречном рисунке. Хмурю брови. С математикой у меня не очень. Давидович смеется:

    - Да просто это. Весной и по осени заготавливаем прут, снимаем кору, кипятим 3,5 часа. От этого цвет зависит...

    - Это же какая парилка в квартире!

    - Зато хвори не возьмут при такой ароматерапии. А потом в работу. Расщепляем на ленты колунком. Смачиваем. Самое трудное во время плетения - натягивать пруты-ленты. Тут нужна сила. Руки потом прилично болят.

    Когда дело доходит до последовательности действий, теряю связь, еще не оторвавшись от донышка корзины. Зато в руках у Давидовича прутья мелькают с ошеломляющей скоростью. На глазах вырастает ивовая красота. Мастер подбадривает:

    - Не все сразу. Нужно время. Усидчивость, терпение. Я поначалу освоил основные техники. Теперь вот плетение восточным узелком - очень красиво получается, объемно, выпукло. Мало кто в этой технике работает. Что-то свое привношу. Идей и планов - море. За 25 лет я сделал лишь седьмую часть того, что хочу сделать. Так что будет тяга к лозе - и у вас все получится.

    - Так же впечатляюще, как у вас?

    - Непременно, когда вложите душу, тепло, мысли...

    А что? Может, попробовать в свободное от работы время? По совету мастера дождусь, когда деревья сбросят листву, куплю секатор в хозяйственном магазине и вперед - на пойму реки за ивовой лозой. Нарежу, начищу, накипячу - и буду плести себе в удовольствие долгими зимними вечерами...

    Поделиться