Такое право даст Монреальская конвенция, к которой Россия готова присоединиться в ближайшее время. Законопроект об этом правительство уже внесло в Госдуму.
Сейчас по российскому закону размер ущерба здоровью и жизни авиапассажира составляет два миллиона рублей. То есть компенсация вырастет более чем в четыре раза.
Также увеличится и размер компенсации за задержку рейса. Сейчас за каждый час ожидания полета пассажир может получить лишь 25 рублей. Поэтому вполне естественно, что за такие маленькие деньги никто не стремится разбираться с авиакомпаниями, и они при длительных задержках своих рейсов чувствуют себя безнаказанными. А в случае ратификации Монреальской конвенции максимальный размер выплаты за все время ожидания составит максимум 365 тысяч рублей. Минимальный размер выплаты в пояснительной записке к документу не уточняется.
Эксперты утверждают, что поправки в большей степени коснутся международных полетов. Две российские авиакомпании, которые входят в международные авиационные альянсы, уже придерживаются на своих международных рейсах требований конвенции, отметил в беседе с "Российской газетой" заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Карпович. Им не придется пересматривать свои договоры страхования ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, увеличивая сумму покрытия. А вот небольшим перевозчикам придется изыскивать дополнительные средства, предположил эксперт.
Чтобы сумма компенсации выросла и на внутрироссийских рейсах, парламентариям нужно будет разработать и принять поправки еще и в Воздушный кодекс, уточнил эксперт.
В пакете документов, которые сейчас внесены в Госдуму, есть и другое интересное предложение. Авторы законопроекта уточняют момент, когда именно начинается отсчет начала воздушной перевозки. Сейчас многие авиакомпании ведут отсчет начала полета со времени, когда пассажиры уже заняли свои места, а лайнер отъехал от посадочного рукава аэропорта. Но точных нормативов нет.
А после вступления поправок в силу (через 180 дней после их опубликования) началом и окончанием воздушной перевозки будет считаться не только время нахождения на борту пассажира, а также период его посадки и высадки. Это поможет перевозчикам упорядочить отчетность по своей пунктуальности, считает Карпович. Ведь большинство авиакомпаний стараются повысить пунктуальность своих полетов, чтобы привлечь к себе еще больше пассажиров, отметил эксперт.
Кроме того, в проекте поправок уточнены сроки подачи претензий к перевозчику в случае утери или порчи багажа на международных рейсах. Если чемодан испортили, то заявление надо подавать не позднее семи дней со дня полета. Если же багаж потерялся и его не нашли, не доставили пассажиру через 21 день после даты прилета, то можно будет смело писать претензии и просить компенсации за утрату.