"Это необходимый для развития всей мусороперерабатывающей отрасли документ, - пояснил "РГ" председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин. - Без этого постановления невозможна деятельность региональных операторов, которые должны заработать с 1 января 2017 года. По этим правилам обращения с коммунальными отходами должны работать и региональные операторы, и отрасль в целом".
Так, правила устанавливают приоритет автоматической сортировки ТКО, а также применение оборудования, обеспечивающего переработку мусора и получение вторичной продукции, пригодной к использованию в промышленности.
Определены такие всем знакомые понятия как "бункер", "контейнер", "мусоровоз", "крупногабаритные отходы". Это, кстати, мебель, бытовая техника, отходы от ремонта, которые не вмещаются в контейнер. Туда же нельзя выбрасывать горящие, раскаленные или горячие отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы и все, что может причинить вред жизни и здоровью.
Также весь транспорт - автомобильный и железнодорожный - используемый для перевозки мусора, до 1 января 2018 года должен быть оснащен системами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Это необходимо, чтобы нечестные региональные операторы не вывозили мусор на нелегальные свалки. В большинстве регионов проблема несанкционированных свалок стоит довольно остро. Спутниковые навигаторы позволят обеспечить контроль за перемещением мусоровозов.
"Принятые решения направлены на системные преобразования отрасли, которые должны уменьшить негативное воздействие на окружающую среду и повысить эффективность использования ресурсов, - сообщил "РГ" замглавы минстроя Андрей Чибис. - Уже утверждены правила определения нормативов накопления ТКО, введен институт создания регионального оператора, в том числе, опубликована типовая документация по его выбору, утверждены правила проведения торгов, порядок обращения с отходами. Можно говорить о готовности новой системы обращения с отходами с законодательной точки зрения. Теперь важно, чтобы регионы оперативно отработали этот вопрос на местах".
Напомним, мусором в регионах со следующего года должны заниматься региональные операторы. Такой оператор в течение месяца со дня получения соответствующего статуса обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного или жилого дома предложение о заключении договора и его проект. Вырастут ли тарифы за вывоз мусора для конечных потребителей, сказать сложно. Однако риски есть.
"Средства транспортировки отходов теперь подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации, а договора на оказание услуг по обращению с отходами нужно будет заключать с региональным оператором. Это несет высокий риск повышения тарифов за вывоз мусора, поскольку стоимость оснащения транспортных средств новой аппаратурой скорее всего переложат на потребителей. Тарифы будут устанавливаться региональными операторами по обращению с ТКО, то есть нынешние тарифы будут пересмотрены", - отмечает Антон Соничев, эксперт центра "Общественная Дума".
Разумеется, вопрос о возможном росте тарифов беспокоит население. Однако необходимо учитывать, что существующие тарифы основываются на простом захоронении отходов, причем зачастую на объектах, не отвечающих требованиям экологической безопасности. "Создание новой современной отрасли по переработке отходов, соответствующей всем требованиям по безопасности для населения и экологической чистоте, потребует инвестиций. Тарифы для населения могут увеличиться, однако, как показывают расчеты экспертов, значительного роста затрат "на мусор" в ряду остальных платежей можно не опасаться", - резюмирует Чернин.