Речь о реализации федерального закона, регулирующего пассажирские перевозки и вступившего в силу 15 июля 2016 года, шла и на состоявшемся накануне в региональном правительстве совещании. Новый регламент призван обеспечить качественное обслуживание пассажиров, легализовать деятельность частников, и он уже показал на практике свою действенность. Жесткие правила поставили государственных и частных перевозчиков в равные условия. И теневой бизнес ощутимо сдал позиции: нелегалы в массовом порядке начали покидать рынок.
Разоряющие штрафные санкции за отсутствие лицензии и оснащения ГЛОНАСС, за остановку в неположенном месте сделали несанкционированную перевозку пассажиров крайне невыгодной. К тому же к борьбе с "теневиками" подключились правоохранительные органы. По словам начальника отдела автотранспортного надзора УГАДН по Омской области Геннадия Чебейко, за первый месяц действия нового регламента только специалисты его ведомства провели 26 рейдов, по итогам которых составили 198 протоколов о нарушениях законодательства. Половина - за отсутствие у перевозчиков карт маршрутов. А за это можно не только поплатиться серьезным штрафом в размере 300 тысяч рублей, но и остаться без автомобиля.
В результате рынок сразу покинуло порядка 500 нелегалов, дав возможность зарабатывать муниципальному транспорту.
Внедрение принципиально новой государственной системы транспортного обслуживания не обошлось без сложностей, которые возникают не только в областном центре, но и в сельских районах. Например, компания "Дилижанс", взявшаяся обеспечить транспортное обслуживание муниципалитетов в южной части области, несмотря на контракт, решила покинуть рынок перевозок. По договору сделать это она могла только через три месяца, после того, как приняла решение оказаться от контракта, однако проигнорировала это правило. Привлечь нерадивую компанию к ответу не получилось, ведь в новом регламенте ответственность за нарушение договорных обязательств не предусмотрена. А чтобы объявить новый конкурс на перевозки, необходимо время. И эти законодательные пробелы необходимо срочно устранять.
Тем не менее региональные власти делают все, что от них зависит.
- Чтобы решать возникающие транспортные проблемы, в Омской области создан оперативный штаб. Контролирует ситуацию рабочая группа отраслевого министерства, - сообщил Игорь Бондарев. - И многие вопросы решаются по мере их поступления. В частности, удалось наладить регулярное транспортное обслуживание садоводов, пассажиров пригородного Омского района. В течение ближайшего месяца будут выбраны новые перевозчики взамен фирмы "Дилижанс", расторгшей договор в одностороннем порядке. А чтобы подобное больше не повторялось, мы выступили с инициативой создания реестра недобросовестных перевозчиков на государственном уровне.
Специалисты утверждают, что в Омской области уже выстроена система работы по борьбе с теневым бизнесом и привлечению предпринимателей в этот сектор услуг. Проведен конкурс на право перевозок по межмуниципальным маршрутам. Внедрена Региональная навигационно-информационная
система, позволяющая одновременно конт-ролировать работу более трех тысяч автобусов. Осуществлена передача муниципальных маршрутов органам местного самоуправления, ужесточен контроль. И слаженные действия уже приносят свои плоды. Если в августе на горячую линию регионального минпрома за день поступало порядка восьмидесяти звонков от жителей по транспортным вопросам, то теперь - не более десятка. Однако, по мнению Игоря Бондарева, в отработке механизмов реализации нового законодательства должны в полной мере участвовать и органы местного самоуправления.
Правительство Омской области заинтересовано в сохранении системы муниципального транспорта и готово субсидировать эту сферу, что позволит сохранить прежние тарифы.
- В 2017 году на организацию пассажирских перевозок из областного бюджета будет выделено 85 миллионов рублей. Основная сумма субсидий будет направлена в районы, - подчеркнул министр промышленности, транс-порта и инновационных технологий Омской области Виктор Белов. - На организацию межмуниципальных сельских маршрутов планируется направить 65 миллионов рублей. Этой суммы должно хватить, чтобы проездной тариф остался на уровне двух рублей за один километр пути.
Немало транспортных проблем остается и в областном центре. По мнению специалистов, теперь, когда рынок перевозок, избавленный от теневого бизнеса, становится понятным и предсказуемым, вполне реально выстроить оптимальную схему движения транспорта. Однако в настоящее время ситуация такова, что сделать это можно только в тандеме с предпринимателями.
- Несмотря на позитивные тенденции, городской транспорт пребывает в упадке. Автопарк изношен, и в ближайшие два года пополняться не будет, - поясняет начальник отдела организации перевозок департамента транспорта мэрии Омска Игорь Кожухов. - Кадровая проблема также стоит очень остро. Муниципальным предприятиям требуется около пятисот водителей. Мы рассчитывали, что штат пополнят бывшие нелегалы, но зарплата в 25 тысяч рублей, несмотря на прилагаемый соцпакет, их явно не устраивает.
Какую зарплату получают водители маршруток, сказать сложно. Но очевидно, что деньги, по большей части, им выдают в конвертах. По данным налоговой службы, за прошлый год частные перевозчики заплатили налогов всего четырнадцать миллионов рублей. Для сравнения: муниципалы перечислили в бюджет 570 миллионов.
Одной из серьезных проблем муниципального транспорта является существенное снижение пассажирского потока, что ведет к росту себестоимости поездок. По данным экономистов, в 2015 году транспорт-ные предприятия предлагали учесть затраты на перевозку 146 миллионов омичей, однако фактически эта цифра оказалась на треть ниже. В этом году тенденция, вероятнее всего, сохранится. Одним из способов снизить остроту проблемы в мэрии считают повышение цены проезда (с 22 до 27 рублей за одну поездку).
В свою очередь, против роста стоимости проезда в 2017 году выступает Региональная энергетическая комиссия.
- Это еще более увеличит нагрузку на бюджет, который компенсирует проезд льготников. При нынешнем тарифе расходы на эти цели составят 251 миллион рублей, а при новой стоимости проезда средств потребуется в три раза больше, - посчитали в РЭК.
Вопросы с проездом льготников, которых в настоящее время - более двадцати категорий, тоже не праздные. Эксперты утверждают, что далеко не все используют положенные социальные проездные, а кому-то они и вовсе не нужны, поэтому есть смысл их адресного распределения. По официальным данным, в настоящее время в списке транспортных льготников 438 тысяч фамилий. А воспользовалось своим социальным правом только 279 тысяч человек.
Так или иначе, повышать тарифы пассажирских перевозок на муниципальном общественном транспорте или нет - предстоит решать Омскому городскому Совету. При этом важно не допустить монополизации рынка. А значит, нужно сохранить городской транспорт.
Между тем
Войну бизнесменам-нелегалам объявила Омская налоговая инспекция. Специалисты ведомства утвердили план рейдов по торговым комплексам, рынкам, СТО, автопаркам, а также график проверок частных перевозчиков, чтобы выявлять предпринимателей, работающих без регистрации. Помимо этого, они будут анализировать сообщения в средствах массовой информации и интернет-пространстве, посредством которых предприниматели предлагают свои товары и услуги. Цель этих мероприятий - вывести бизнес из тени.
Дмитрий Перминов, Герой России, депутат Госдумы:
- Я давно езжу на личном автомобиле, поэтому никогда не обращался за транспортной картой в соцзащиту. Полагаю, таких льготников как я в Омской области немало. Считаю, что давно пора провести анализ в этом вопросе, чтобы в итоге финансовая поддержка оказывалась не всем подряд, а людям, которые действительно в ней нуждаются.