Примерно такие же "страшилки" распространяются про метро и другие места общественного пользования. Что это, расчет посеять панику? Может быть. Но ситуация с ВИЧ действительно тревожная. В этом году по состоянию на конец сентября в стране зарегистрировано 75 962 новых случая ВИЧ. Рост на 1,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обо всем этом мы говорим с главным врачом стоматологической клиники Амираном Лезгишвили и доктором медицинских наук, дерматовенерологом, ведущим научным сотрудником Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН Евгенией Дворянковой.
Амиран Лезгишвили: Про иголки в кинотеатрах, метро и т.д. - это бесчеловечные шутки. Тем более что подобным образом заразиться ВИЧ практически невозможно, даже если это игла ВИЧ-инфицированного. Вирус погибает на использованной игле после того, как кровь высыхает.
Вы хотите сказать, что для заражения иглу инфицированного надо использовать немедленно?
Амиран Лезгишвили: Именно так. Немало случаев, когда дети находили выброшенные ВИЧ-инфицированные шприцы. Случайно и не случайно кололись ими и не заболевали.
А посещения стоматологического кабинета? Когда появляется зубная боль, человек отправляется к стоматологу, меньше всего думая о ВИЧ. Но известны случаи, когда избавившись от зубной боли, пациент оказывается в числе ВИЧ-инфицированных. Вы, руководитель клиники, можете гарантировать своим пациентам, что такое не произойдет?
Амиран Лезгишвили: Современные методы стерилизации - инструментов, оборудования, места проведения той или иной манипуляции, рук медицинского персонала - исключают подобное.
А пациент, зараженный ВИЧ, обязан вас предупредить, что он носитель вируса?
Амиран Лезгишвили: Наверное, обязан. Но, во-первых, некоторые пациенты могут не знать, что они носители ВИЧ. Во-вторых, в законодательстве это не оговорено.
А нужна такая оговорка?
Амиран Лезгишвили: В сложившейся ситуации с распространением чумы ХХ-ХХI века, думается, это было бы кстати. Тем более что современные экспресс-тесты показывают: это не проблема. Добавлю, что если пациенту показано оперативное вмешательство, то мы в обязательном порядке на такое исследование направляем.
Вот вы направили на такое исследование, и оно показало: ваш пациент ВИЧ-инфицирован. Ваши дальнейшие действия? Есть случаи, когда в лечении было отказано?
Амиран Лезгишвили: Это недопустимо! Пациенту с острой болью мы не имеем права отказывать. Тем более, как я уже сказал, современные методы стерилизации позволяют помогать таким пациентам. Они - не изгои. Они попали в беду, и долг врача эту беду не усугублять, а помогать полноценно жить с ней.
Стоматологи могут опознать ВИЧ во время приема?
Амиран Лезгишвили: ВИЧ - серьезнейший сбой в иммунной системе человека. Так вот когда она не срабатывает, большинство заболеваний, в том числе и стоматологических, практически не поддаются лечению. И тогда мы пациента направляем на анализ крови.
Сейчас не только стоматологические клиники на каждом шагу, но даже в обычных торговых центрах появились "пункты отбеливания зубов"?
Амиран Лезгишвили: Эти пункты не должны работать без медицинской лицензии. Это опасно для здоровья. Немного статистики: 70-80 процентов заражения ВИЧ происходит половым путем. На долю передачи вируса в стоматологическом кресле приходится 0,005 процента.
А статистика, связанная с косметологией, иная?
Евгения Дворянкова: Такой статистики нет. Да и не в ней, наверное, дело. Вероятность передачи ВИЧ через иглу не так велика, как принято считать. Тем не менее в мировом медицинском сообществе существуют определенные правила и требования, которые необходимо соблюдать при проведении медицинских манипуляций, которых в косметологии более чем достаточно.
Правила прекрасные. Они гарантируют безопасность?
Евгения Дворянкова: При полном их выполнении гарантируют. Ведь ныне фактически весь инструмент, которым мы пользуемся, одноразовый. Перед проведением косметологической манипуляции медик обязан при пациенте вскрыть стерильный пакет с инструментом. И пациент должен это видеть. Обязательно должен!
А сам пациент об этом своем праве знает?
Евгения Дворянкова: Как правило, нет. Более того, не считает это важным.
И значит, пришел человек делать пилинг или дырки в ушах для ношения серег. Не обратил внимания на действия медика, и...
Евгения Дворянкова: ...подвергся потенциальному риску. Вот вы упомянули, что сейчас в торговых центрах открываются пункты по отбеливанию зубов. А салоны красоты, академии педикюра, маникюра и так далее. На них всегда, даже в тяжелое время, огромный спрос. Уж не говорю о так называемом перманентном макияже, когда не просто красят брови или губы, а иглой наносят краску под кожу.
Не уверена, что есть за этими учреждениями надлежащий государственный надзор. Кстати, неправомерно все сводить к угрозе заражения ВИЧ. Вирусные гепатиты, обычный герпес и прочие инфекционные осложнения гораздо чаще настигают любителей красоты и современных украшений лица и тела.
Но нельзя отказывать человеку в желании обрести красоту, соответствовать современным стандартам моды?
Евгения Дворянкова: Ни в коем случае! Но не во вред здоровью. Грамотным должен быть не только медицинский работник, но и соискатель красоты. Скажем, если вы нездоровы, то ни в коем случае не надо подвергаться инвазивным (то есть с повреждением целостности кожи) косметическим процедурам.
А носитель ВИЧ или того же гепатита имеет право на красоту или любое обращение к косметологу или ему противопоказано?
Евгения Дворянкова: Право он имеет. Но обязан предупредить о своем заболевании. Например, о ВИЧ или гепатите. И тогда специалист берет на себя ответственность за проведение или непроведение той или иной процедуры. Такова норма. Это же речь не о лечении тех же зубов. Речь об эстетике. А это совсем другое дело.
Кстати
Директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай сообщил: "В связи с поступлением в министерство запросов относительно прозвучавшего в СМИ предложения лишать ВИЧ-инфицированных граждан водительских прав или права на выезд за рубеж хотел бы сообщить следующее. Данная инициатива может подтолкнуть человека отказаться от тестирования на ВИЧ и соответствующего лечения, которые по закону являются исключительно добровольными. Более того, сегодня известно, что человек с ВИЧ, регулярно принимающий препараты, может жить обычной жизнью, создавать семью, рожать здоровых детей, эффективно работать. По этой причине данная инициатива Минздравом России не поддерживается".