19.11.2016 13:40
    Поделиться

    В Ярославле показали одежду, выкрашенную березовыми листьями

    В Ярославле открылся восьмой всероссийский фестиваль "Русский костюм на рубеже эпох", на который съехались представители 24 регионов страны.

    Раз в два года все, кому интересна старинная русская мода, попадают в Ярославле в царство цветастых сарафанов, вышитых рубах, однорядок, косовороток, телогрей, приволок, шушпанов, кичек, кокошников и много чего еще, что когда-то было привычно, как джинсы или футболки, а сегодня осталось в основном в музеях и толковом словаре Даля.

    Однако есть энтузиасты, и их немало, которые не дают сокровищам покрыться пылью: одни любовно, вплоть до самых мелких деталей, восстанавливают и изучают канувшие в Лету "модные тенденции" российских губерний, а иногда даже - отдельных деревень, а другие пытаются между прошлым и настоящим навести модные мосты, соединив "русскость" с тем, что давно уже стало над- и вненациональным.

    - Эпоха незнания русского костюма осталась в прошлом, - уверена заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Российского дома народного творчества Юлия Иванова. - Сегодня очень многое сдвинулось в сознании целой нации. К теме русского костюма обращаются уже очень многие профессиональные модельеры, в том числе в России.

    Согласен с коллегой и профессор Московского госуниверситета дизайна и технологии Александр Веселов, по мнению которого, в последние годы заметно "поднялась волна интереса к традиционному костюму и народному творчеству".

    - Идет какой-то поток изнутри, а не извне, как это было в советские годы, когда на государственном уровне декларировалось, что нам делать и какие промыслы развивать, - говорит профессор.

    Причем энтузиасты не просто делают так называемые реплики костюмов, то есть в упрощенном виде, с использованием современных тканей, копируют старинные образцы, а полностью их воссоздают, вплоть до фактуры ткани и самых мелких аксессуаров. Например, члены этнологического клуба" Параскева" из Санкт-Петербурга ради создания коллекции женской одежды, какую в XIX веке носили в селах Липецкого и Козловского уездов Тамбовской губернии, сами наткали шерстяной и хлопковой ткани в характерных для того времени техниках. А Анастасия Уголкова из рыбинского военно-исторического клуба "Вереск" ради реконструкции костюма новгородской горожанки XIV века (сделано на основе этнографических данных и археологических находок) покрасила льняную ткань березовыми листьями с квасцами. Естественно, шьется вся такая одежда тоже только вручную.

    При этом попытки соединить в моде позапрошлый век с веком нынешним, по мнению специалистов, пока, к сожалению, не столь успешны, как работа по реконструкции "старины глубокой".

    - Проходящие на фестивале конкурсы этнографического и сценического костюма находятся действительно на международном уровне, - признает доцент кафедры дизайна костюма Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Штиглица Ольга Калашникова. - Такой уровень понимания и глубины отношения к своему народному костюму, наверное, мало где встретишь. Но, с другой стороны, фешена у нас пока нет, и я очень надеюсь, что все-таки произойдет этот переход к интерпретации традиционного в контексте современных тенденций.

    Впрочем, модные вещи, созданные модельерами и художниками по русским мотивам, неизменно вызывают интерес и у публики, и у покупателей. Например, в этом году посетители фестивальной выставки, без преувеличения, толпятся у моделей, привезенных в Ярославль художником из Екатеринбурга Ниной Ли. Занявшаяся дизайном одежды чуть больше года назад, женщина создает из ткани некую эклектику, состоящую из модернизированных элементов русского костюма разных эпох, и своих друзей в такой эксклюзив уже одела. Правда, для создания своего андеграунда художница использует американский хлопок, который японцы покрасили российскими дореволюционными принтами. Из тканей других производителей, в том числе российских, признается Нина Ли, одежду такого качества сшить, увы, пока невозможно.

    Поделиться