У сенсации было много прелюдий в разных театрах. Сначала в Гранд опера: Илер, артист 1962 года рождения, - образцовый "птенец Нуриева", в свое время юнцом выдвинутый на первые позиции тогдашним руководителем балета Гранд опера Рудольфом Нуриевым. Надо полагать, что он запомнил и употребляемые на уроках крепкие словечки "бешеного Руди" - их без стыда, не понимая глубин, повторяют в интервью артисты Гранд опера того поколения. При не менее легендарной Брижитт Лефевр у руля парижского балета Лоран Илер стал ее заместителем и правой рукой, отвечая за постановку премьер и текущие репетиции. Уходя, Лефевр прочила толкового заместителя на свое место, но в Гранд опера подводных течений ничуть не меньше, чем везде, и с новым, ненадолго задержавшимся руководством, Лоран Илер не сошелся. Так он стал привлекательной фигурой для руководства в любой достойной его труппе. К слову, его ровесник, соперник и тоже представитель выдающегося поколения "птенцов Руди" Мануэль Легри шестой сезон с успехом руководит балетом Венской Штаатсопер.
Еще одна прелюдия была в самом МАМТе. За пять лет руководства балетом МАМТа бывшим премьером Мариинского театра Игорем Зеленским, театр подрастерял позиции в кадрах и в репертуаре. Люди - около сорока человек! - ушли кто куда, частью в Большой, от которого не отказываются, а когда Игорь Зеленский, прежде сочетавший художественное руководство балетом Новосибирской оперы и МАМТа, перебрался на пост руководителя балета Баварской Штаатсопер, вслед за ним ушел главный манок театра суперзвезда и бывший артист Ковент Гарден Сергей Полунин и юная перспективная Ксения Рыжкова. Новый директор МАМТа Антон Гетьман, человек опытный и съевший в театре не одну собаку, понял, что эту историю пора закрыть. Зеленского, дабы не портить отношения, перевели на пост советника директора по вопросам балета. На замену прочили разных людей, включая Михаила Мессерера (Михайловский и мировые театры) и Ивана Лишку (Баварская Штаатсопер, ныне балетная школа Мюнхена), но главным кандидатом был безупречно профессиональный и порядочный экс-премьер Большого театра Андрей Уваров, хорошо справлявшийся в МАМТе с задачами и.о. худрука. Однако ему предпочли Лорана Илера - скорее всего, с расчетом на харизму, международный статус и безусловный трепет русского артиста перед французской школой, спрятанный на генетическом уровне со времен Петипа.
Волею судеб, спектаклем, после которого юного Лорана Илера объявили в Гранд опера этуалью, было "Лебединое озеро". Мало того, "Лебединое" тогда в Париже шло в постановке отца-основателя балета МАМТа легендарного Владимира Бурмейстера. Скажите теперь, что это не перст судьбы.
Справка "РГ"
Лоран Илер - один из величайших танцовщиков последних десятилетий, этуаль Гранд опера. С 2005 года - педагог, с 2011 помощник художественного руководителя. Кавалер Ордена Почетного легиона и других наград. Первый исполнитель в балетах "Баядерка" Нуреева, "Парка" Прельжокажа, In the Middle, Somewhat Elevated... Уильяма Форсайта. Контракт с МАМТом подписан на пять лет.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"