По его словам, процедура от начала подачи заявки до подписания контракта в среднем занимает от 4 до 6 месяцев. Все зависит от сложности проекта.
Форма партнерства, получившая аббревиатуру СПИК, набирает популярность. С российскими и иностранными инвесторами уже подписаны несколько специнвестконтрактров, из разных областей обрабатывающей промышленности. Это и проект по модернизации завода сельскохозяйственных машин в Краснодаре, проект по созданию промпроизводства автомобильных двигателей и автомобилей для экспорта в Приморье, станкостроительный завод в Ульяновске, Усольский калийный комбинат в Пермском крае. Только на этом комбинате общий объем инвестиций в производство к 2021 году достигнет 200 миллиардов рублей. Больше всего средств пойдет на покупку оборудования, преимущественно российского.
"Каждый специнвестконтракт по-своему уникален и индивидуален с точки зрения подписантов, отраслей, мер поддержки, параметров, - поясняет Денис Мантуров, - кому-то из инвесторов интересна, в первую очередь, например, налоговая преференция. А кто-то заинтересован в использовании оговорки по сохранению условий ведения бизнеса на период реализации проекта".
Набор желательных для своего проекта преференций может подобрать сам инвестор, хотя, безусловно, их состав и размеры не безграничны. Мантуров, как один из самых ярких, привел в пример Ульяновский станкостроительный завод, который развивается за счет инвестиций немецко-японского концерна. "Инвесторы планируют проинвестировать дополнительно к уже вложенным 5 миллиардам рублей еще 1,3 миллиарда рублей на создание инженерного центра, в котором будут разрабатываться новые виды технологического оборудования с экспортным потенциалом", - говорит министр.
Поставки новейших станков, по его словам, будут идти из России, а санкционные "эксперименты" иностранных коллег на тему "запретить или разрешить" отгрузку важного технологического оборудования, прекратятся.
"Мы на самом деле, под таким прессом жили всю свою сознательную жизнь, я, по крайней мере, сколько себя помню. Это и американская законодательная поправка Джексона-Веника, которая не давала России права на доступ к высоким технологиям из западных стран, Америки. Поэтому высокотехнологичные станки нам и не поставлялись. Решали иными способами эту задачу. А отныне станки будут производиться и, самое главное, проектироваться у нас в стране. Поэтому никакие ограничения, ни де-юро, ни де-факто, будут невозможны", - поясняет Мантуров.
Для государства эффект главным образом состоит в развитии отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития страны, внедрении инноваций и технологических новшеств, создании новых рабочих мест.
Сам контракт составляется по форме, утверждаемой правительством, и представляет трехстороннее соглашение между инвестором, регионом и минпромторгом.
Инвестор обещает модернизировать или построить с нуля в России завод и освоить выпуск востребованной промышленной продукции, а государство в ответ гарантирует ему неизменность, точнее - не ухудшение условий, в которых тот начал инвестпроцесс, отраслевые льготы и преференции, снижение расходов на ведение бизнеса за счет упрощения административных процедур. И даже стопроцентный спрос на продукцию, признавая инвестора в рамках СПИК единственным поставщиком товара, а сам товар - российским и не имеющим аналогов. Эти и другие нормы детально прописаны в постановлениях правительства.
Один из распространенных механизмов реализации СПИК предусматривает и неприменение положений законодательства о налогах и сборах. Так, на законодательном уровне установлены гарантии неповышения налоговой нагрузки для инвесторов, возможность обнуления ставок налога на прибыль до 2025 года, снижение или обнуление налога на имущество, арендной платы за земельные участки.
По словам директора Института индустриального развития, президента Вольного Экономического Общества России, профессора Сергея Бодрунова, в специнвестпроцесс "вливаются" сегодня десятки крупных инвесторов в различных российских регионах, представляющих самые разные отрасли. "Востребованность такого нефинансового механизма поддержки промышленного инвестора как СПИК, велика еще и потому, что идет модернизация не только отдельно взятых предприятий, но и смежных отраслей, ускоряется формирование региональных кластеров и центров технологического превосходства", - говорит Бодрунов.
Безусловно, в любом механизме есть плюсы и минусы. И СПИК - не исключение. По мнению Сергея Бодрунова, новый механизм защищает инвестора от многих рисков, но не от всех.
Некоторые из них носят системный характер, связанный с ограничениями федерального закона о госзаказе, в связи с чем возможности специнвестконтракта могут быть реализованы не полностью. Другие риски лежат в области пересечения интересов инвестора и региона после завершения проекта.
К примеру, инвестор определился с технологиями и базовой продукцией для нового промпредприятия, рассчитывает на возврат инвестиций за счет продаж на региональном рынке или выполнения поставок по госконтрактам. А за время строительства завода может появиться новая конкурирующая продукция, "всплыть" еще более продвинутые технологии - и регион начнет закупки у другого поставщика. "Специнвестконтракт защиты от таких коллизий - а они нередки в индустриальном секторе, и в силу ускорения технического прогресса усиливаются - не предусматривает", - предупреждает эксперт.