Новости

21.11.2016 20:19
Рубрика: В мире

Свобода без хулиганства

Корреспонденты "РГ" о том, как за рубежом воспринимают неоднозначные культурные события
На Апеннинах уже давно не принято гневаться на творения деятелей культуры. Дело не только и не столько в миролюбивом настрое итальянцев, сколько в их ментальности. Италия - страна, обладающая богатейшей культурой, воспитала в своих жителях уважение практически к любым проявлениям творческого полета, будь то даже выставка, которая может кому-то показаться провокационной, или уж чересчур фривольный спектакль.
Несмотря на то что среди посещающих Флоренцию туристов люди, придерживающиеся самых разных религиозных взглядов, итальянские власти прикрывать наготу Давида не собираются. Выполненное Микеланджело пятиметровое изваяние считалось символом Флорентийской Республики и остается одной из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Фото: Архив "РГ" Несмотря на то что среди посещающих Флоренцию туристов люди, придерживающиеся самых разных религиозных взглядов, итальянские власти прикрывать наготу Давида не собираются. Выполненное Микеланджело пятиметровое изваяние считалось символом Флорентийской Республики и остается одной из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Фото: Архив "РГ"
Несмотря на то что среди посещающих Флоренцию туристов люди, придерживающиеся самых разных религиозных взглядов, итальянские власти прикрывать наготу Давида не собираются. Выполненное Микеланджело пятиметровое изваяние считалось символом Флорентийской Республики и остается одной из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Фото: Архив "РГ"

...И не обидеть чувства гостя

Италия

Подобной демократичностью итальянцы, судя по всему, обязаны своей многовековой культуре. За века, которые явно не прошли даром, итальянцы раз и навсегда усвоили, что искусство и свобода выражения - это синонимы, и, видимо, поэтому их уже давно ничего не удивляет и не возмущает.

Жители Апеннин, восхищающиеся зрелищностью и театральностью во всем, весьма лояльно относятся к любым, даже самым экстравагантным выходкам деятелей культуры и привыкли ценить красоту, какие бы порой странные формы она ни принимала бы. За примерами идти далеко не приходится. Премьерный показ двух эпизодов нового сериала оскароносного режиссера Паоло Соррентино "Молодой Папа" с Джудом Лоу на последнем 73-м Венецианском кинофестивале навсегда запомнится выходом двух малоизвестных итальянских моделей Джулии Салеми и Дайн Мелло, которые прошлись по красной дорожке в ярких развевающихся платьях с глубокими разрезами от талии до пола, продемонстрировав всем собравшимся полное отсутствие нижнего белья. Несмотря на то, что девушки проигнорировали просьбу организаторов, обратившихся после трагического землетрясения в Италии к гостям с призывом отказаться от вызывающих нарядов, их выходка, как ни странно, не вызвала негативной волны.

Пожалуй, единственное, что может вывести из себя миролюбивую итальянскую публику, так это культурные манифестации, воспевающие фашизм. Наверно, поэтому в последние годы подобных выпадов на Апеннинах не наблюдалось.

Итальянские власти тоже довольно сдержанно относятся к неоднозначным культурным мероприятиям. К счастью, прошли те времена, когда они преследовали неугодные произведения.

Так, к примеру, произошло в XVI веке с картиной венецианского художника Паоло Веронезе. Сначала его полотно называлось "Тайная вечеря", однако после вмешательства Святой инквизиции, не оценившей вольной трактовки этого известного библейского сюжета, автор был вынужден переименовать картину в "Пир в доме Левия". На этом конфликт, собственно говоря, был исчерпан. Сейчас максимум, на что способны местные власти, так это во время визита президента Ирана Роухани прикрыть в Капитолийском музее в Риме стоящие там обнаженные античные статуи, чтобы не обидеть религиозные чувства гостя.

Во время визита президента Ирана Роухани в Капитолийском музее в Риме прикрыли стоящие там обнаженные античные статуи, чтобы не обидеть религиозные чувства гостя. Фото: REUTERS

Пострадали за лик сына Божьего

Текст: Вячеслав Прокофьев (Париж)
Этот процесс надолго запомнится парижанам. На скамье подсудимых оказались сразу 32 человека. Все - активисты разного рода католических ассоциаций, которые несколько лет тому назад чуть ли не каждый день вместе с сотнями единомышленников собирались у входа в парижский Городской театр, протестуя против шедшего там спектакля итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи "О концепции лика сына Божьего".
Франция

Надо признаться, что бурная реакция столичных верующих на опус итальянца, который они посчитали "оскорбительным и кощунственным", была по большому счету оправдана. Посудите сами. Действие пьесы о взаимоотношениях между пожилым отцом, страдающим от диареи, и ухаживающим за ним сыном разворачивается на фоне огромной репродукции лика Христа с картины художника XV века Антонелло да Мессины "Спаситель мира". Так вот по ходу спектакля, когда оба покидают сцену, по изображению сына Божьего сливается жидкость, имитирующая человеческие экскременты. Местные католики, особенно из таких организаций, как "Сивитас" и "Французское обновление", еще задолго до премьеры пьесы требовали ее запрета, но к ним городские власти, а они владельцы театра, не прислушались. Однако одними манифестациями и ночными бдениями при свечах протестанты не ограничились. Несколько раз пытались сорвать спектакль: забрасывали актеров гнилыми помидорами, прорывались на сцену и демонстративно ее захватывали. Собственно именно эти действия, а не участие в манифестациях, были инкриминированы 32 французским католикам, которые, как было обозначено в судебном вердикте, "мешали гражданам иметь доступ к объекту культуры, а также нарушили право на свободное самовыражение". Правда, за эти проступки никого за решетку не отправили, но всех оштрафовали на суммы от 600 до 5000 евро. Помимо этого, в качестве возмещения "морального ущерба" каждый из 32 осужденных должен был заплатить по одному евро режиссеру Ромео Кастеллуччи, дирекции Городского театра и мэрии Парижа. Короче, поставили на место, чтоб впредь неповадно было.

По ходу спектакля по изображению сына Божьего сливается жидкость, имитирующая человеческие экскременты

Если в театре протестанты действовали в открытую, за что угодили под суд, то иные, близкие им по духу парижане, предпочли анонимность, когда два года назад на знаменитой Вандомской площади в Париже появилось 24-метровое "нечто" американского художника-авангардиста Пола Маккарти. Надувная скульптура зеленого цвета, которую автор назвал "Деревом", но в которой публика признала контуры гигантской секс-игрушки известной среди посвященных как "анальная пробка". Так вот, возмущению парижан, посчитавших, что их город "изуродовали и обесчестили", не было предела. Зеленый артефакт не простоял и нескольких дней, как под покровом ночи неизвестные совершили налет на него, и "шедевр" американца, сдувшись, принял горизонтальное положение. Парижская мэрия, давшая разрешение на его установку, осудила налетчиков, было инициировано следствие, но их так и не нашли. То же самое случилось и год назад, когда в саду Версальского дворца была устроена мегавыставка работ модного английского скульптора Аниша Капура. Среди прочих произведений, резко контрастируя с архитектурным и парковым великолепием эпохи Людовика XIV, выделялась монументальная скульптура "Грязный угол", представлявшая собой изогнутую многотонную трубу

из ржавого металла высотою в 10 и длиною в 60 метров. Она вызывала множество споров, а главное - неприятие посетителей, получив прозвище "вагина королевы". Не прошло и нескольких дней, как внутреннюю поверхность трубы залили желтой краской. Когда ее счистили, кто-то нанес на "произведении искусства" надписи антисемитского содержания. В конце концов, и их убрали, но экспозицию свернули раньше срока. Творение Капура отправилось в какой-то музей под открытым небом в Дании, а французские власти, в том числе министерство культуры, во всю сокрушались по поводу агрессивности "противников современного искусства". Однако тех, кто краской и надписями ускорил избавление Версаля от ржавого железа, особенно не искали. Надо полагать, у полиции были дела поважнее.

"Бухта" в прокат не вышла

Текст: Александр Ленин (Токио)
В Японии скандалы и казусы, связанные с отменой и переносом общественных мероприятий под влиянием "активистов", происходят периодически. И это несмотря на дисциплинированность, законопослушность и толерантность нации.
Япония

События подобного рода, как правило, не попадают в топ новостей местных СМИ и не становятся темой для общенародных дискуссий, так как случаются редко и не отличаются тем накалом страстей, который наблюдается в России.

Неоднозначную реакцию в японском обществе, особенно среди представителей правого толка, вызывает наследие Второй мировой войны. Националисты не любят, когда на территории Страны восходящего солнца вспоминают позорные для островного государства страницы истории. Так, неоднократно срывались мероприятия, среди них показ кинофильмов и фотовыставок, посвященных вопросу "комфортных женщин". Так называют девушек, которых во время оккупации корейского государства японские милитаристы принуждали к работе в домах терпимости. До сих пор эта проблема порождает серьезные разногласия между обществом и деятелями культуры.

Неоднократно срывались показы кинофильмов и фотовыставок, посвященных вопросу "комфортных женщин"

Кстати сказать, совсем недавно в сфере шоу-бизнеса возник скандал вокруг молодой поп-группы "Кэякидзака". Девушки появились на сцене в костюмах, напоминавших нацистскую форму. Наряды эстрадных певиц не остались незамеченными, хотя концерт и был посвящен Хеллоуину. Правда, протесты звучали в основном со стороны еврейских общин. Тем не менее официальные извинения за случившееся были принесены. Традиционно много споров среди японцев вызывает охота на дельфинов и китов. Власти отстаивают право местных рыбаков заниматься указанным промыслом, что является причиной недовольства и критики со стороны многих стран мира и международных природоохранных организаций. В 2009 году американский режиссер Луи Психойос снял на эту тему документальный фильм "Бухта". Год спустя кинолента получила "Оскар". Однако организовать широкий прокат на территории японского архипелага так и не удалось - вмешались националисты. В адрес работников кинотеатров, где должны были показывать "Бухту", поступали угрозы, поблизости проходили протестные акции с участием правых. Относительно свободно ленту представили только в Клубе иностранных корреспондентов в Японии и на Токийском кинофестивале.

Для одних - театр, для других - сортир

Католическая общественность в Польше пристально следит за чистотой нравов в культурной жизни. И пользуется полной поддержкой властей.
Польша

Самым громким был прошлогодний скандал, когда Театр Польски во Вроцлаве готовился к премьере спектакля "Смерть и девушка" по одноименной пьесе нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек. В анонсах сообщалось, что для участия в постановке приглашены зарубежные порноактеры. "Не бывать порнографии на средства налогоплательщиков! Я открыт для экспериментов и поисков нового театрального языка, но ничего подобного в общественной жизни быть не может!" - сказал в эфире Польского радио министр культуры Петр Глинский. "Не понимаю, как кто-то может протестовать против того, чего не видел", - отреагировал директор театра Кшиштоф Мешковский. Однако в день премьеры выяснилось, что зрители могут и не попасть на скандальный спектакль: несколько десятков активистов религиозной организации "Вызов розария" заблокировали вход в театр. Активисты кричали тем, кто пытался пройти внутрь: "Это порнография, а не искусство!", "Это не театр, а сортир!" Они также зачитывали слова поддержки от депутата Беаты Кемпы, кстати, возглавляющей канцелярию премьер-министра Польши: "Верю, что виновные в распространении порнографии будут наказаны!" Наказаны тем временем были сами протестующие - за проведение митинга без предварительного уведомления, а также за отказ покинуть территорию, принадлежащую Театру Польскому.

Католическая общественность в Польше пристально следит за чистотой нравов в культурной жизни. И пользуется полной поддержкой властей

Что до порнографии в спектакле, то, по словам профессора вроцлавского университета Станислава Береща, который смог пробиться на премьеру, благодаря тому, что в молодости занимался боксом, "не о чем было шуметь". "Сам спектакль совершенно приличный, все подано иносказательно. Не понимаю, как можно критиковать спектакль до того, как его посмотришь", - сказал он телеканалу TVN24. Несмотря на это, договор с директором Театра Польского, который занимал этот пост с 2006 года, продлен не был. В конце октября актеры театра протестовали против выбора нового директора, поддержанного властями, выйдя на поклон с заклеенными черным скотчем ртами.

А в Дюссельдорфе свой "Тангейзер"

В Германии свобода искусства - конституционно защищенное достояние и находится под особой охраной государственных институтов как необходимый столп демократических свобод.

Об этом знает каждый школьник, потому что о принципе свободы искусства ученикам рассказывают на уроках, начиная с первого класса. Видимо, поэтому никому в Германии не придет в голову "нападать" на неугодные кому-то выставки, атаковать "оскорбляющие достоинство" театральные постановки или кинотеатры, в которых демонстрируются слишком откровенные фильмы.

Впрочем, в ФРГ имел место прецедент, когда спектакль в режиссерской версии был снят с репертуара спустя всего четыре дня после премьеры. Речь идет о скандальной постановке всемирно известной оперы "Тангейзер" Рихарда Вагнера, представленной на суд публики в мае 2013 года в Дюссельдорфе, к 200-летию со дня рождения композитора. Зрители массово покидали зал, освистывая актеров, многим становилось плохо с сердцем. Дело в том, что на сцене было показано символическое умерщвление евреев в газовых камерах, а также расстрелы нацистами своих жертв - взрослых и детей, которым вполне натуралистично брили головы перед сценической казнью. В итоге руководство "Немецкой оперы на Рейне" приняло непростое решение, оставив постанову в репертуаре лишь в концертном исполнении. "Мы полностью осознавали, что концепция "Тангейзера" и ее сценическое воплощение будут восприняты неоднозначно, - говорилось в заявлении театра. - Однако мы были очень смущены тем, что некоторые сцены, особенно крайне реалистичная сцена расстрела, оказали настолько сильное физическое и психологическое воздействие на многочисленных посетителей, что им пришлось впоследствии обратиться за медицинской помощью. Опера не может нести ответственность за такое экстремальное воздействие". Сам режиссер Буркхард Космински, категорически отказавшийся смягчить инсценировку, назвал решение театра цензурой.

"Я ни в коем случае не собирался использовать ужасные преступления национал-социализма в качестве дешевого средства провокации. Спорные моменты - это доказательство невообразимой вины, которая в моей интерпретации лежит на "Тангейзере". Я не хочу высмеивать жертв, я хочу их оплакать. Основная тема - вина и освобождение", - попытался объяснить режиссер. Однако его замысел оценен не был. Тематически спорные мероприятия из области искусства, как правило, не приводят к каким-либо громким протестам.

Спектакль в режиссерской версии был снят с репетуара спустя всего 4 дня после премьеры. Речь о скандальной постановке всемирно известной оперы "Тангейзер"

Не так давно, например, большой резонанс в Берлине вызвала выставка "Телесные миры", на которой один из анатомических скульпторов показывал препарированные человеческие тела, в том числе беременных женщин, младенцев и эмбрионов. В обществе и СМИ велись горячие дискуссии по поводу того, не оскорбляется ли выставкой человеческое достоинство, а также достаточно ли защищены права каждого человека, тело которого препарировано, на анонимность после смерти. Один из судов сначала запретил выставку, затем высшая инстанция отменила этот запрет. В случае нарушения общественного покоя или неприкосновенности здания госучреждения предусмотрено наказание в соответствии с параграфами административного права. Если же кто-то порежет картины на выставке или обольет экспонаты краской, как не раз случалось с мемориалом жертвам Холокоста в центре Берлина, злоумышленника за оскорбление, а также порчу общественного имущества ждет ощутимый денежный штраф или общественно полезные работы.

В мире Европа Италия А как у них?
Добавьте RG.RU 
в избранные источники