Новости

21.11.2016 16:21
Рубрика: Общество

Как учиться в лучших вузах мира, не вставая с дивана

Текст: Журнал "Кот Шрёдингера" (Любовь Крашенинникова)
 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com
В образовании происходит революция: ведущие университеты открывают онлайн-курсы. Их слушателями уже стали больше 35 миллионов жителей планеты, среди которых порядка полумиллиона российских граждан. Наш корреспондент решила на собственном опыте выяснить, как работают новые технологии образования.

Дедушкой современного онлайн-образования можно считать Открытый университет, созданный в 1969 году в Великобритании. Студенты получали по почте необходимые материалы, слушали и смотрели образовательные радио- и телепередачи, проходили краткосрочные курсы на местах. Сегодня это крупнейший университет страны, в котором учится порядка 200 тысяч человек.

Символом нынешней эпохи стала аббревиатура МООС - массовые открытые онлайн-курсы. Первый проект запустил в 2012 году Стэнфордский университет - на его программы зарегистрировались 160 тысяч слушателей из 190 стран. Этот опыт произвёл впечатление, и в течение короткого времени аналогичные курсы появились во многих университетах США, Европы и России. Сейчас в мире онлайн-обучение предлагают 500 университетов - это 4200 курсов.

Ориентация

Не помню, когда и от кого услышала про Coursera - одну из первых и самых крупных образовательных платформ. В сентябре 2013-го заглянула на их сайт www.coursera.org и как-то сразу освоилась: вот каталог, вот регистрация, тут описание курсов с портретами авторов и ведущих, оплатить можно здесь. Дизайн простой, шрифт крупный - не запутаешься. Каждый курс разбит на недели. Внутри видеолекции, дополнительное чтение, творческие и итоговое задания. Для каждого курса есть Syllabus - план по-нашему.

Выбор, деньги и язык

Тем и курсов - взглядом не обшаришь. Чёткого запроса у меня не было, решила начать с программы "Креативность, инновации и изменения" от Университета штата Пенсильвания. Учиться можно бесплатно и без особых усилий, но тогда не получишь сертификат. Если немножко заплатить (2000 рублей на наши деньги) и сдать все зачёты, сертификат твой.

Продолжительность моего первого курса составила восемь недель, это довольно типичный срок. В конце каждой недели итоговый тест. Чтобы двигаться дальше, его надо сдать.

В 2013 году практически все курсы были на английском. Правда, видео снабжались титрами на разных языках, иногда довольно экзотических. Русский встречался редко, даже реже румынского. Сейчас, конечно, всё иначе.

Атмосфера

Создатели явно хотели внести побольше интерактивности в процесс: все видео периодически прерываются опросами по теме лекции, иногда по ходу предлагается подумать над вопросом и записать свои идеи.

Важное: нет никакого ощущения, что все эти профессора с мировым именем до тебя снисходят, здесь никто не потрясает регалиями. Видно, что они сами до жути любят своё дело и им важно разделить это чувство с тобой. На видео они записываются в простой одежде. Съёмку часто проводят в кампусе, на фоне снующих туда-сюда, занятых своими делами студентов. Ещё есть ощущение некой первичности: ты имеешь дело с первооткрывателем, создателем данного контента. Авторство подтверждено публикациями в престижных журналах, прекрасная методологическая основа, новейшие инструменты. Ну и конечно, востребованность тематики, её связь с практикой.

Обилие тем, авторов и технологий вызывает стойкую ассоциацию с книжным шкафом: надо поучиться - взял с полки "книжку", прочитал, поставил назад. Имея такой "шкафчик", можно забыть о проклятии FOMO (fear of missing out - страхе упустить что-то).

Оценки

Система оценок не такая, как в России. Максимум можно получить 100%, которые складываются из баллов за тесты, письменные работы, опросы, проекты. При этом оценки имеют разный вес: наибольший у итоговых заданий, иногда требуется просто зачёт. Если хочешь получить сертификат, нужно набрать не менее 80-90%. А если специализацию - набор курсов, объединённых общей темой, - то все входящие в неё курсы нужно сдать на отлично (не ниже 80%). Вроде бы всё гуманно, но если не сдал работу в срок, она не принимается. Будь добр, обучайся заново.

Сложность заданий незаметно нарастает от раза к разу. Сначала я легко со всем справлялась и радовалась, какая я умная. Но итоговый опрос уже потребовал недельной подготовки, и победа далась лишь с третьей попытки. Дело здесь не только и не столько в языке. Важно ориентироваться в обсуждаемых вопросах.

Всё автоматизировано, система работает без глюков. Набрав достаточное количество баллов, ты получаешь сертификат - конечно, в электронной форме. На твоей личной страничке появляется ссылка - сертификат можно скачать или разместить в социальной сети LinkedIn.

Плагиат и перекрёстная проверка

Чтобы отправить письменные задания, нужно сделать снимок web-камерой ноутбука и набрать короткую фразу на его же клавиатуре. Вроде как средство идентификации. Сейчас уже снимок делать не требуется, но фраза осталась. Она едина для всех курсов: "Настоящим подтверждаю, что данная работа выполнена мною лично в соответствии с Кодексом чести Coursera".

Для нашего студента, привыкшего копипастить и игнорировать права на интеллектуальную собственность, звучит до смешного высокопарно. Но это не ритуал. Отучившись на специальном курсе по оцениванию успеваемости в онлайне, я поняла, что тем самым мы подписываем разрешение проверить работу на плагиат. Продвинутые МООС-порталы делают это автоматически, и если ты увлекаешься неправомерными заимствованиями, то быстро попадаешься.

Что меня потрясло, так это перекрёстная проверка. Массовый курс - это от 100 тысяч слушателей. Как оценивать эту уйму письменных заданий? А вот как: работы проверяют сами слушатели. Критерии известны, по ним ты обязан проверить не менее трёх работ однокашников. Соответственно, и тебя проверяют трое. Такой обмен опытом обогащает неимоверно, особенно на заключительных - в рамках специализации - проектах. Чувствуешь себя членом глобального сообщества, есть к кому обратиться за советом.

Результаты

Я завершила свой первый курс. И пошло-поехало… С тех пор я не покидаю "стен" этого учебного заведения и успешно окончила 16 курсов. Есть чем гордиться: самая низкая из моих оценок - 78 из 100%, средняя - 93%.

Сначала я не пыталась определиться с траекторией движения по этому морю знаний, полагалась на интуицию. Но постепенно совокупность пройденных курсов сложилась в первую мою специализацию (группу курсов с отдельным сертификатом): Virtual Teacher (онлайн-преподаватель) от Университета Калифорнии в Ирвайне. Это стоило мне полутора лет учёбы и примерно 16 тысяч рублей, но сертификат, как выяснилось, очень даже престижный.

Общение

Нынешние онлайн-курсы отличаются от прежних интенсивным социальным взаимодействием. Команда каждого курса стремится создать и поддерживать сообщество, в котором происходит обмен практиками, идеями, взглядами. И это неспроста. Если по Декарту рационально мыслящий индивидуум вполне способен в одиночку познать объективно существующий мир, то ныне не исключается и другой подход. Знания могут создаваться группой, работающей над проблемной ситуацией эмпирически или концептуально.

Есть способы как асинхронного общения (форумы), так и синхронного (в основном через Twitter или Google Hangout). Выпускники поддерживают связи друг с другом через сообщества (прежде всего на Google+). Сервис Meetup определяет ваше месторасположение и предлагает информацию по таким сообществам в регионе. В Москве я обнаружила их несколько сотен. Есть, например, группа программистов, есть компания любителей пеших прогулок по Москве и окрестностям. Однажды мне пришло приглашение на Meetup - позвали на квартирник попеть под гитару. Я такую возможность искала годами, и вот благодаря МООС нашла.

В общем, вся масса студентов и выпускников удерживается в едином коммуникационном пространстве за счёт частых контактов с курсом через видео, чтение и написание текстов, общение на форуме, синхронных и Twitter-сессий, опросов, перекрёстных проверок, квартирников и т.д.

А что у нас?

Вдохновлённая успехом на Coursera, стала искать, что есть похожего у нас в России. Первое, что нашла, - "Универсариум". Записалась на курс "Поиск и выбор бизнес-идеи" от Сколково + МГУ.

Это качественные и, видимо, дорогостоящие видеолекции, снятые в антураже высокотехнологичной компании. Сильная сторона российских программ - примеры из аутентичной практики. Один из них - как автор курса пожаловался в московской кофейне Starbucks на плохое обслуживание и весь персонал во главе со случайно оказавшимся там региональным менеджером старался загладить ошибку - я помню до сих пор.

Что бы я предложила улучшить, так это работу с выпускниками. Их сообщество (по данным того же "Универсариума") насчитывает десятки тысяч человек, но система не предлагает им поддерживать общение.

Ещё училась на "Лекториуме" - прошла курс "Гениальность, одарённость, посредственность" от Томского госуниверситета. Контент глубокий, наш, видео без претензий на крутизну, похоже на Coursera. Но административное сопровождение ну очень советское: договора на обучение рассылаются по почте, так же, видимо, и документы об окончании курса. Я испугалась и бросила, а жаль.

Проект Academia на "Культуре" совсем не похож на МООС: там нет сетевого взаимодействия, типичный Web 1. Но содержание! Его можно постигать месяцами, что я и делала в компании рассеявшихся по миру друзей и коллег. Здесь тоже есть спецкурсы - наборы из нескольких лекций, но сертификатов не дают.

Что дальше?

Лучше всех на этот вопрос ответила моя коллега, которую я в своё время приобщила к Coursera. Это самая, на мой взгляд, точная метафора существующего сейчас "образовательного коммунизма". "…Нас всех ждёт будущее. Только разное. У каждого слушателя, как и у каждого курса, своя судьба. Представьте Coursera в виде бескрайнего цветущего луга, а нас в виде пчёл. Что ждёт каждый цветок? Сколько лет просуществует сам луг? Что случится с каждым отдельным носителем мёда и яда? Да откуда нам знать! Но надеюсь, сегодня и в ближайшие месяцы-годы нам повезёт застать на прежнем месте этот ясный июльский полдень и цветущий луг, где жужжат неотвязные пчёлы, потому что со всех сторон заманчиво пахнет летом, мёдом, земляникой и простым здравым смыслом. Согласитесь, в этом куда как больше смысла, чем когда насекомые тупо роятся вокруг лампочки".