Навязывание пожилым людям товаров по завышенным ценам с оформлением сомнительных кредитов сегодня стало распространенной практикой во многих регионах. Число обманутых стариков идет уже на тысячи. Но бороться с такими промоутерскими изысками сложно, говорят правоохранители, потому что трудно доказать злой умысел предприимчивых продавцов, ведь подписи под договорами стоят настоящие. В случае с Руфиной Бахиревой добиться справедливости помог возраст пострадавшей и недочеты, допущенные при оформлении документов на посуду.
- Мне эта компания много раз звонила, все рекламировала свои товары, а потом настоятельно стали звать на бесплатную презентацию, - вспоминает пенсионерка. - Прислали красивое приглашение с фотографией ведущего программы "Смак", я думала он и вправду там будет. Собрали нас в каком-то баре, было шумно, музыка. И тут объявили, что я выиграла подарок. Не успела опомниться, как меня отвели в отдельный кабинет. Попросили подписать документы на получение подарка и забрали четыре тысячи рублей, которые у меня были с собой.
Реально же "подарок" обошелся Руфине Бахиревой в тридцать раз дороже - почти в 125 тысяч рублей: 85 тысяч за набор посуды плюс проценты. Инвалид с тяжелым онкологическим заболеванием в течение трех лет должна была выплачивать по 3,5 тысячи рублей. Но об этом она узнала только через месяц, когда позвонили из банка и потребовали внести первый платеж.
- По собственной воле я бы не купила такую дорогую вещь, да еще и в кредит, - сокрушается Руфина Степановна. - У меня и денег-то таких денег, а заем я по состоянию здоровья просто могу не успеть выплатить.
Именно это обстоятельство и позволило прокуратуре доказать в суде, что товар и потребительский кредит был навязан пенсионерке незаконно.
- Пожилая женщина набор посуды не заказывала и не выбирала - его вручили на презентации, назвав подарком, - прокомментировал ситуацию прокурор города Бийска Роман Фомин. - Сам способ продажи - в баре, а не в специализированном магазине объективно ограничивает возможности покупателя получить необходимую информацию о потребительских качествах товара, спокойно сделать выбор и ознакомиться со всеми документами. В данном же случае вообще отсутствовала какая-либо информация о фирме-производителе посуды и сопроводительная документация на товар.
Суд также принял во внимание, что представители компании ввели инвалида I группы в заблуждение, воспользовавшись состоянием ее здоровья. Кредитный договор был написан очень мелким шрифтом, и из-за проблем со зрением Руфина Бахирева его при всем желании не смогла бы прочитать. Не знала она и о реальной стоимости навязанного ей "подарка" - в договоре о продаже экопосуды не была указана цена. Цифры, которые могли вызвать у пенсионерки шок, фигурируют только в "нечитаемом" кредитном договоре.
Учтя все эти доводы, суд обязал компанию-продавца расторгнуть незаконно заключенный договор с Руфиной Бахиревой о продаже набора посуды, забрать у нее товар, вернув его полную стоимость - 85 тысяч рублей, чтобы она могла погасить навязанный ей кредит. Кроме того, распространители экопосуды должны возместить инвалиду моральный ущерб, оцененный судом в три тысячи рублей, а также выплатить ей штраф за нарушение закона "О защите прав потребителей" - 44 тысячи рублей.
- В нашей практике впервые удалось одержать такую победу в суде по подобным делам, - отметил Роман Фомин. - Как правило, очень сложно доказать корыстный мотив компаний-распространителей, ведь покупатели сами соглашаются на покупку товаров и подписи ставят, зачастую не глядя на условия потребительского кредита.
Во время судебного разбирательства компания-продавец экопосуды обещала пойти на мировую, но так этого и не сделала. По словам Руфины Бахиревой, не торопится она и исполнять решение суда. "За товаром ко мне еще никто не приезжал и деньги не перечислял. Придется, наверное, идти к судебным исполнителям", - говорит пенсионерка.