Сады с Садового исчезли много раньше - их вырубили в конце 30-х годов прошлого века, расширяя проезжую часть этой трассы. А в этом году столичные власти приняли решение вернуть зелень. Посадки яблонь, которые цвели здесь когда-то, а так же кленов, лип и рябин стали завершающим штрихом работ, которые шли по благоустройству все лето. За осень, по словам руководителя департамента капитального ремонта Москвы Алексея Елисеева, высажено уже более 300 деревьев, а будет всего - свыше 500. То, что работы идут, когда в Москве уже лежит снег, специалистов не смущает: земля еще не промерзла.
Многолетние деревья в возрасте 25 лет, которые здесь высаживают, сейчас находятся в состоянии покоя, то есть для их пересадки из специализированных питомников, говорят они, момент самый благоприятный. А если какое и не приживется, то питомникам придется пересадить за свой счет - по контракту, заключенному с городом, они дают год гарантии. Ну а дальше заботу о них возьмут на себя городские организации. В любом случае в департаменте надеются, что уже весной по первому участку Садового кольца - от Смоленской площади до улицы Долгоруковской - снова будет приятно прогуляться и пешком. Много зелени, цветники, газоны, расширенное под гранитной плиткой пешеходное пространство, лавочки, где можно посидеть, отдохнуть. Остальную часть Садового кольца планируется благоустроить в будущем году.
Ну а любители экологически чистого вида транспорта, к каким относится троллейбус, скоро снова смогут ездить по кольцу на нем. В апреле, когда работы на Садовом только начались, часть маршрутов "рогатых" в городе заменили на автобусы. В частности, знаменитую "Букашку" - кольцевой маршрут, N 3 (ул. Милашенкова - метро "Маяковская"), N 10 (Даниловская пл. - Самотечная пл.), N 39 "Фили - м. "Маяковская", N 47 (Бескудниковский пер. - Самотечная пл.) и N 79 (Стадион "Лужники" - Савеловский вокзал").
Чиновники обещали, что мера это временная. Задержку с возвращением троллейбусов глава "Мосгортранса" Евгений Михайлов объяснил проблемами в питающих кабелях. Он надеется, что на этой неделе их удастся разрешить, после чего частично маршруты можно будет снова сделать троллейбусными. Но какое количество машин вернется сюда, пока неизвестно.
Напомним, помимо Садового троллейбусы ушли и уже насовсем из пределов Бульварного кольца - 89 машин с 8 маршрутов: 1, 2, 9, 12, 15, 31, 33, 44. Их убрали, чтобы очистить небо от проводов. Часть коммуникаций отправили под землю, а от части, в том числе от троллейбусной сети, которую подземной не сделаешь, пришлось отказаться. В сентябре Евгений Михайлов заявил, что троллейбус может вернуться в центр этой осенью пока только на один из маршрутов. По его словам, это произойдет, когда город получит новую машину с увеличенным автономным ходом. Такой троллейбус сможет проходить беспроводной участок на аккумуляторах, а дальше снова цепляться за сеть. На "Троллзе" уже давно собирают по московскому заказу 12 троллейбусов, которые могут проехать до 15 километров без сети. Тем не менее, хотя календарная осень уже на исходе, новый транспорт в "Мосгортранс" так и не пришел. Как нет пока и электробусов, которые столица тоже ждет. Тут проблема в том, что дальше испытаний двух отечественных моделей дело пока не продвинулось.