О том, что посмотреть свою историю болезни обычно весьма сложно, знает любой. Не любят у нас выдавать медкарту на руки, в поликлинике она попадает к врачу из регистратуры или хранилища, минуя пациента. В больнице - еще строже, там в распоряжении пациента после завершения лечения краткая выписка из истории болезни, и не более того.
Между тем статья 22 закона об основах охраны здоровья граждан говорит яснее некуда: "Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья".
"Причины, по которым граждане запрашивают свою медицинскую документацию, самые разные, - пояснил "РГ" член Межрегионального союза медстраховщиков Сергей Плехов. - Начиная от внимания пациента к своему здоровью и до неудовлетворенности ходом лечения или даже желанием предъявить медорганизации иск о возмещении причиненного ущерба. Поэтому зачастую медорганизации ничего хорошего от таких запросов не ожидают и необоснованно затягивают с предоставлением нужных документов".
"Говоря о жалобах застрахованных на отказ медиков предоставить нужные документы, которые поступают к нам в страховые медицинские организации, следует сказать, что таких обращений немного, но они есть, - констатирует Сергей Плехов. - Хочу отметить, что не всегда такие обращения обоснованны. Иногда медицинская организация не может предоставить документы пациенту незамедлительно по объективным причинам".
В любом случае, считает эксперт, утверждение нового порядка, где указаны конкретные условия и сроки, поможет внести больше ясности в отношения между пациентом и медучреждениями.
Итак, каковы основные правила? Вся документация - будь то история болезни целиком или только, к примеру, копия заключения МРТ-исследования - предоставляется по письменному запросу пациента или его законного представителя (обычно близкие родственники: муж, жена, дети, родители).
Понятно, что речь идет о специфической информации: тут и врачебная тайна, и личные, конфиденциальные данные о больном, которые он, вполне возможно, не собирается делать достоянием многих людей. Отсюда требование организовать ознакомление в специально отведенном помещении. Потребуется также также регистрация процедуры в особом журнале с указанием личных данных пациента.
Предусмотрена и защита "исходника": перед тем, как выдать документы, медорганизация "обеспечивает сохранение копии... на бумажном носителе". А самого пациента или его представителя предупреждают, что с медкартой нужно обращаться аккуратно и бережно.
Предварительная дата и время просмотра документов, согласно приказу, "устанавливается с учетом графика работы помещения для ознакомления с медицинской документацией и числа поступивших письменных запросов". При этом время ожидания не должно превышать "сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ", то есть 30 дней.
Что касается амбулаторных больных, а также пациентов дневных и обычных стационаров, они могут посмотреть записи в своей истории болезни прямо на приеме у врача или непосредственно во время нахождения на лечении.
Такой длительный срок - целый месяц - вызывает возражения со стороны пациентского сообщества. "Не думаю, что нынешний приказ серьезно облегчит жизнь пациентам, скорее наоборот, - заявил "РГ" президент "Лиги защитников пациентов" Александр Саверский. - Во-первых, 30 дней для получения информации о состоянии здоровья - это слишком долго. Не будем забывать, что хотя сами медицинские документы принадлежат медучреждению, все, что в них содержится, - это личная информация, и пациент имеет полное право владеть ею сразу, без каких бы то ни было сроков или ограничений. Да к тому же для больного, например, не удовлетворенного качеством лечения и желающего получить врачебную консультацию в другом учреждении, промедление может стоить и здоровья, и жизни. Ставить барьер в 30 дней нельзя".
Кроме того, отмечает эксперт, приказ разрешает выдавать меддокументы лишь самому больному или его законным представителям (родителям, детям, опекунам). А если человек одинок, беспомощен и просит помочь, например, соседей или сослуживцев? Понятно, что есть правило конфиденциальности, но документ не предусматривает возможность выдавать документы по доверенности - и таким образом для малоподвижных одиноких людей создаются дополнительные барьеры.
Наконец, приказ не снимает еще один вопрос: закон об охране здоровья дает пациентам право получить копии медицинских документов. Но в новом порядке возможность сделать копию или получить выписку после ознакомления не предусмотрена, значит, медорганизации помогать в этом пациентам не обязаны.
"В спорных случаях пациент может обратиться в страховую медицинскую организацию, - напоминает Сергей Плехов. - Мы ему поможем реализовать свое право в возможно короткие сроки".